Итальянские коммунисты и ссср. Итальянская коммунистическая партия - Italian Communist Party Интернациональная Коммунистическая Партия

В Итальянские коммунисты и СССР

На глаза попалась очень интересная запись в итальянском блоге коммунизм, Италию и СССР. При том, что такой взгляд на коммунизм есть частное мнение итальянца и не претендует на истину в последней инстанции, текст очень интересен и затрагивает очень глубокие вещи.. Приведу некоторые цитаты:

"Ведение разговоров об отношениях между Итальянской коммунистической партией (ИКП) и Советским Союзом на первый взгляд может показаться аспектом культурной археологии. Однако поговорить о них иногда может быть даже полезно, причём не только с исторической точки зрения, но и для того, чтобы глубже проанализировать ход развития итальянской политики (включая нынешнюю). Если мы хотим понять суть современного коммунизма, нам нельзя не принимать во внимание его мессианскую составляющую. Некоторое время назад Нелли Айелло (Nello Ajello) в своей книге «Интеллигенция и ИКП» сделала особое ударение на том, что активисты коммунизма воспринимали лагерь социалистов как «сражающуюся Церковь», и в результате этого образовалось две фракции.

Политическую борьбу видели как противостояние Добра и Зла, и под этим подразумевалось, что именно марксизм представлял собой ключ к тому, чтобы безошибочно отличить одно от другого и, следовательно, примкнуть к «правильной» стороне. Как только его последователи становились уверены, что разобрались, с какой стороны правда, которая, в свою очередь, была вписана в определённую историко-политическую реальность (такую, как, например Советский Союз), у них не оставалось сомнений по поводу того, какой выбор сделать.

С точки зрения Тольятти (лидера итальянских коммунистов), коммунизм — это не просто поток определённых идей среди множества других, речь идёт о целом движении, которое выходило из самых глубин социального строя, и было, согласно коммунистическому лидеру, «исторически необходимым». Его развитие время от времени могло останавливаться, но никогда не прекращалось: бесклассовое общество было именно тем результатом, к которому история все равно неизбежно пришла бы вне зависимости от желаний отдельных индивидуумов.

Обратите внимание, что эти размышления Тольятти, уже довольно устаревшие, но все же весьма значительные в связи с их предельной ясностью, появились в конце 50-х годов прошлого века. И это вовсе не какое-нибудь беспорядочное теоретизирование а-ля Маркузе, а жёсткая концептуальная схема, каждая часть которой движется в полном соответствии с движениями часов.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что для понимания марксизма и деятельности партий, связанных с ним, нужно признать, что коммунисты «верили» в него и в то, что делают, в религиозном значении этого слова и «жили» внутри мифа, воплощением которого, хоть и не идеальным, стал СССР. Если же вы не принимаете в расчёт этот факт, вы рискуете несколько недопонимать многие события даже самой недавней истории, итальянской и не только. "

Самым главным в этом тексте для меня видится:
- признание мессианской роли коммунизма;
- видение коммунистами борьбы, в том числе, политической, как противостояния Добра и Зла;
- утопичность, с одной стороны, и жесткость и реалистичность коммунистических построений, с другой (Проект - это утопия и организация);
- Вера и Миф, которые стали реальностью (СССР);

Подумайте над этим, друзья.

Ведение разговоров об отношениях между Итальянской коммунистической партией (ИКП) и Советским Союзом на первый взгляд может показаться аспектом культурной археологии. Однако поговорить о них иногда может быть даже полезно, причём не только с исторической точки зрения, но и для того, чтобы глубже проанализировать ход развития итальянской политики (включая нынешнюю). Если мы хотим понять суть современного коммунизма, нам нельзя не принимать во внимание его мессианскую составляющую. Некоторое время назад Нелли Айелло (Nello Ajello) в своей книге «Интеллигенция и ИКП» сделала особое ударение на том, что активисты коммунизма воспринимали лагерь социалистов как «сражающуюся Церковь», и в результате этого образовалось две фракции.

Политическую борьбу видели как противостояние Добра и Зла, и под этим подразумевалось, что именно марксизм представлял собой ключ к тому, чтобы безошибочно отличить одно от другого и, следовательно, примкнуть к «правильной» стороне. Как только его последователи становились уверены, что разобрались, с какой стороны правда, которая, в свою очередь, была вписана в определённую историко-политическую реальность (такую, как, например Советский Союз), у них не оставалось сомнений по поводу того, какой выбор сделать.

Если отталкиваться от этих предпосылок, то информация, взятая из архивов Москвы, о том, что политикой Итальянской коммунистической партии во многом «управляли из-за границы», должна вызывать куда меньший интерес, чем тот, который был проявлен: зависимость партии от директивных указаний пролетарского интернационализма казалась чем-то естественным для тех, кто тогда был активистом коммунистического лагеря.

Марксизм — и в особенности его ленинская интерпретация — был всего лишь большой утопией, возможно, крупнейшей за последние несколько веков. Его последователи становились частью глобальной этико-идеологической системы, которая предлагала своим сторонникам собственное всеобъемлющее истолкование реального мира. Следовательно, нетрудно понять, что поборникам коммунизма приходилось оправдывать любые крайности и эксцессы в своих попытках достичь цели более высокого порядка: покончить с эксплуатацией и создать бесклассовое общество.

Было бы достаточно прочитать историю Итальянской коммунистической партии, написанную Пальмиро Тольятти (Palmiro Togliatti, генеральный секретарь ИКП, — прим. перев.) и много раз переизданную, для того, чтобы понять истинное положение вещей. На ее страницах появление и успех партии представлены как абсолютная необходимость; другими словами, коммунистам — в отличие от других — удалось совершенно верно понять истинное значение истории и законы, определяющие ход её развития.

С точки зрения Тольятти, коммунизм — это не просто поток определённых идей среди множества других, речь идёт о целом движении, которое выходило из самых глубин социального строя, и было, согласно коммунистическому лидеру, «исторически необходимым». Его развитие время от времени могло останавливаться, но никогда не прекращалось: бесклассовое общество было именно тем результатом, к которому история все равно неизбежно пришла бы вне зависимости от желаний отдельных индивидуумов.

Обратите внимание, что эти размышления Тольятти, уже довольно устаревшие, но все же весьма значительные в связи с их предельной ясностью, появились в конце 50-х годов прошлого века. И это вовсе не какое-нибудь беспорядочное теоретизирование а-ля Маркузе, а жёсткая концептуальная схема, каждая часть которой движется в полном соответствии с движениями часов.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что для понимания марксизма и деятельности партий, связанных с ним, нужно признать, что коммунисты «верили» в него и в то, что делают, в религиозном значении этого слова и «жили» внутри мифа, воплощением которого, хоть и не идеальным, стал СССР. Если же вы не принимаете в расчёт этот факт, вы рискуете несколько недопонимать многие события даже самой недавней истории, итальянской и не только.

(ИКП; Partito Comunista Italiano - PCI)

основана 21 января 1921 на съезде в Ливорно левыми революционными группами Итальянской социалистической партии (См. Итальянская социалистическая партия) (ИСП). До 1943 носила название Коммунистическая партия Италии, являлась итальянской секцией Коммунистического интернационала. Наиболее зрелой в идеологическом отношении группой, вошедшей в состав ИКП, была группа «Ордине нуово» во главе с А. Грамши (г. Турин). Однако преобладающую роль в ИКП в первые годы её существования играло сектантское течение во главе с А. Бордигой (См. Бордига). Позиции бордигистов мешали партии приобрести широкое влияние на массы, затрудняли сотрудничество с другими левыми силами для борьбы против поступавшего фашизма. При содействии Коминтерна в 1923-1924 руководство ИКП было обновлено. Новое руководящее ядро (А. Грамши, П. Тольятти, М. Скоччимарро, У. Террачини и др.) провело дискуссию о задачах и тактике ИКП, способствовавшую преодолению сектантских бордигистских взглядов, 3-й съезд ИКП (1926), обозначивший перелом в итальянском коммунистическом движении, предложил тактику, основанную на мобилизации всех трудящихся слоев на борьбу против фашизма. Основным лозунгом партии стал призыв к единству - рабочего класса, рабочих и крестьян, Севера и Юга, всего народа Италии.

В период открытой фашистской диктатуры (1926-43) после роспуска всех политических партий ИКП была единственной партией Италии, которая продолжила антифашистскую деятельность не только в эмиграции, но и внутри страны, опираясь на свою нелегальную прессу и сеть подпольных организаций. Коммунисты восстановили в эмиграции и в подполье профсоюзные организации. Многие лидеры ИКП подверглись репрессиям. После ареста Грамши (1926) руководителем партии стал П. Тольятти. В 1934 в Париже был подписан пакт о единстве действий между ИКП и ИСП, который затем возобновлялся и просуществовал до 1956. ИКП активно боролась за осуществление линии 7-го конгресса Коминтерна на создание единого фронта рабочего класса и других трудящихся против фашизма и угрозы мировой войны. В период антифашистской войны в Испании (1936-39) тысячи итальянских коммунистов сражались в составе Интернациональных бригад (См. Интернациональные бригады) против испанских фашистов и итало-германских фашистских интервентов. В это время коммунисты установили сотрудничество не только с итальянскими социалистами, но и с демократическими группами «Джустиция э либерта». В 1937-38 ИКП разработала новую программу борьбы за социализм - борьбы за прогрессивную демократию, опирающуюся на рабочий класс и призванную ликвидировать господство монополий и помещиков, провести национализацию крупной промышленности, передать землю крестьянам. Эта программа легла в основу программ партий левого крыла антифашистского фронта Сопротивления, сложившегося в период 2-й мировой войны 1939-45.

В ходе войны ИКП всё более активизировала свою работу в антифашистском подполье. С её участием в конце 1942 в Турине был создан первый Комитет национального освобождения, по образцу которого в дальнейшем создавались комитеты в др. городах Италии. После краха итальянского фашизма (июль 1943) и оккупации Италии немецко-фашистскими войсками коммунисты были наиболее активной ведущей силой партизанского движения, развернувшегося в 1943-45. Политика коммунистов помогла объединению всех сил итальянских антифашистов.

Коммунисты и социалисты вошли в правительство Бадольо, созданное в 1944 на освобожденной территории.

5-й съезд ИКП (декабрь 1945 - январь 1946) выдвинул конкретную программу борьбы за демократическое возрождение (национализация монополий, аграрная реформа, развитие кооперации, демократическая республика и т.д.) при сохранении антифашистского единства и руководящей роли рабочего класса.

ИКП совместно с др. левыми силами добилась установления в Италии республики (1946) с относительно широкой буржуазной демократией, в частности она добилась включения в конституцию 1947 демократических программных положений партий Сопротивления. Это дало возможность вести борьбу за глубокие демократические преобразования на основе конституции. С переходом монополистической буржуазии в наступление на демократические завоевания трудящихся коммунисты и социалисты в мае 1947 были удалены из правительства. Попытки реакции применить против ИКП прямое насилие были отбиты: в связи с покушением на жизнь П. Тольятти (14 июля 1948) Италию охватила всеобщая забастовка (14-16 июля), продемонстрировавшая высокий авторитет ИКП в народных массах.

Находясь в оппозиции, ИКП вместе с ИСП возглавила массовое движение рабочих против безработицы, за повышение жизненного уровня, крестьян - за землю, за ликвидацию полуфеодальных отношений в деревне, всех трудящихся - за мир, за сохранение и расширение позиций демократических сил в стране.

В 50-х гг. в Италии, в результате высокой экономической конъюнктуры и некоторого повышения жизненного уровня трудящихся, в рабочем движении, в первую очередь в ИСП, распространились оппортунистические иллюзии и ревизионистские настроения. В сентябре 1956 ИСП расторгла пакт о единстве действий с ИКП. Некоторые ревизионистские выступления имели место и в ИКП. Однако новые социально-экономические условия создавали и благоприятные возможности для перехода рабочего класса в наступление. Эту возможность отметил 8-й съезд ИКП (1956), разработавший стратегическую линию борьбы коммунистов за социализм в Италии в современных условиях. Съезд указал, что, развёртывая массовое движение за коренные демократические и социалистические преобразования, ИКП стремится привлекать к союзу с рабочим классом всё более широкие слои населения; вырывая у правящего класса всё новые экономические и политические позиции, демократические силы в ожесточённой борьбе подготавливают решающий перевес для окончательного отстранения от власти монополистической буржуазии; в тоже время каждый из острых политических кризисов, возникающих в ходе борьбы, может породить попытки правящих кругов прибегнуть к вооруженному насилию, однако чем шире союз народных сил, тем увереннее они могут сорвать эти попытки. Эта основная линия 8-го съезда была развита и конкретизирована в последующей теоретической и практической работе партии. Следуя этой линии, коммунисты в союзе с др. левыми силами сорвали (июль 1960) попытку правительства Тамброни совершить реакционный переворот. После образования в 1962 правительственной коалиции так называемого «левого центра» с участием с 1963 социалистов ИКП стремилась поддержать всё положительное в деятельности этого правительства и одновременно резко критиковала буржуазно-реформистскую ограниченность «левоцентризма». С конца 1964, когда программа правительства по сути дела лишилась демократического содержания, ИКП повела против него прямую борьбу. Влияние ИКП непрерывно росло: на парламентских выборах 1963 она собрала свыше 25% голосов, на выборах 1968 - 26,9%, а на выборах 1972 - 27,2%.

ИКП продолжала развитие своих тактических позиций на 11-м (1966) и на 12-м съездах (1969). На них был выдвинут лозунг создания нового демократического большинства, которое охватывало бы все демократические силы - от коммунистов до левых католических кругов, 12-й съезд ИКП подчеркнул возможность развития в классовой борьбе новых форм демократии и самоуправления масс, закрепляющих завоевания трудящихся и содействующих их новому продвижению вперёд.

Делегации ИКП участвовали в международных Совещаниях коммунистических и рабочих партий в Москве в 1957, 1960 и 1969; ИКП одобрила работу этих Совещаний.

13-й съезд ИКП (1972) выдвинул задачу борьбы за правительство демократического поворота, против политики монополий и попыток крайне правых сил укрепить свои позиции. ИКП решительно выступила против сформированного в 1972 правоцентристского правительства.

На 8-12-м съездах ИКП принимала Тезисы - программы действия партии на ближайший период. На 13-м съезде ИКП были приняты развёрнутая политическая резолюция и предвыборная программа. В 1972 ряды ИКП пополнились членами самораспустившейся Итальянской социалистической партии пролетарского единства (См. Итальянская социалистическая партия пролетарского единства). Организационный принцип построения ИКП - демократический централизм. Устав несколько изменялся каждым съездом. Партийные билеты обмениваются раз в год. Председатель партии Л. Лонго, генеральный секретарь Э. Берлянгуэр. В 1969 ИКП объединяла 1503 тыс. членов, в 1972 - около 1600 тыс. членов ЦО ИКП - газета «Унита» («L"Unita»).

Съезды Итальянской коммунистической партии: 1-й съезд - 21 января 1921, Ливорно; 2-й съезд - 20-24 марта 1922, Рим; 3-й съезд - 21 января 1926, Лион (Франция); 4-й съезд - март - апрель 1931, Кельн - Дюссельдорф (Германия); 5-й съезд - 29 декабря 1945 - 6 января 1946, Рим; 6-й съезд - 5-10 января 1948, Милан; 7-й съезд - 3-8 апреля 1951, Рим; 8-й съезд - 8-14 декабря 1956, Рим; 9-й съезд - 30 января - 4 февраля 1960, Рим; 10-й съезд - 2-8 декабря 1962, Рим; 11-й съезд - 25-31 января 1966, Рим; 12-й съезд - 8-15 февраля 1969, Болонья; 13-й съезд - 13-17 марта 1972, Милан.

Лит.: Материалы VIII съезда Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], М., 1957; IX съезд Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], М., 1960; Х съезд Итальянской коммунистической партии. [пер. с итал.], М., 1963; XI съезд Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], М., 1966; Грамши А., Избр. произв., пер, с итал., т. 1-3, М., 1957-59; Тольятти П., Избр. статьи и речи, пер. с итал., т. 1-2, М., 1965; его же, Речи в Учредительном собрании, пер. с итал., М., 1959; Togliatti P., Opere, v. 1-2, Roma, 1967-72; 30 лет Итальянской коммунистической партии, пер. с итал., М., 1963: 40 лет Итальянской коммунистической партии, М., 1961: Феррара М. и М., Беседуя с Тольятти, пер. с итал., М., 1965; Наумов В. К., Коммунисты Италии, М., 1972; Боевой авангард трудящихся Италии, М., 1971; История Италии, т. 3, М., 1971; Комолова Н. П., Новейшая история Италии, М., 1970; Spriano P., Storia del Partito Comunista Italiano, v. 1-3, Roma-Torino, 1967-72.

С. И. Дорофеев.

  • - Вопреки своему названию "Манифест Коммунистической партии" провозглашал, что "коммунисты не образуют отдельной партии, противостоящей другим партиям рабочего класса"...

    Политология. Словарь.

  • - основана в 1936. Коммунистич. секции, входившие в состав франц. компартии, существовали на терр. Алжира с 1920...
  • - осн. в кон. 1920 в результате объединения фламандской и валлонской коммунистич. групп, возникших в Бельгии в условиях подъема рабочего движения, усилившегося под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции...

    Советская историческая энциклопедия

  • - объединяет часть крупной буржуазии и зем. аристократии. Как политич. течение либерализм образовался в эпоху Рисорджименто...

    Советская историческая энциклопедия

  • - объединяет часть средней и мелкой буржуазии и интеллигенции. Как политич. течение образовалась в эпоху Рисорджименто...

    Советская историческая энциклопедия

  • - осн. в авг. 1892 на съезде в Генуе на базе Рабочей партии, социалистич. и рабочих союзов. Возникла в процессе преодоления мелкобурж. идеологии в итал. рабочем движении и распространения социализма и...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Христианско-демократическая партия Италии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Как самостоятельная партия создана на учредительном съезде в октябре 1936. С 1920 по 1936 в Алжире существовали коммунистические секции, входившие в состав Французской компартии...
  • - основана 21 января 1921 на съезде в Ливорно левыми революционными группами Итальянской социалистической партии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - основана в августе 1892 на съезде в Генуе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Существовала в 1964-72. Была образована в январе 1964 представителями левого течения, вышедшими из Итальянской социалистической партии в знак протеста против реформистской политики её лидеров...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ИТАЛЬЯНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ партия - основана 21 января 1921 . В числе основателей и руководителей - А. Грамши, П. Тольятти. ИКП прекратила свою деятельность в феврале 1991...
  • - образована в январе 1994 на базе Христианско-демократической партии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ИТАЛЬЯНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ партия - основана в 1892...

    Большой энциклопедический словарь

  • - У нас многопартийная система: одна партия у власти, а остальные в тюрьме. Приписывается Николаю Бухарину Мы пишем по указке наших сердец, а наши сердца принадлежат партии...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - политическая партия ставящая целью борьбу рабочего класса за низвержение капиталистического строя, за завоевание и укрепление диктатуры пролетариата, за строительство социалистического общества, за победу...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Итальянская коммунистическая партия" в книгах

Коммунистическая партия Германии

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Коммунистическая партия Германии (Kommunistische Partei Deutschlands; KPD), одна из крупнейших коммунистических партий мира. Была основана на учредительном съезде в Берлине 30 декабря 1918 - 1 января 1919. С 1925 председателем ЦК КПГ был Эрнст Тельман. В конце 20-х - начале 30-х гг. боевые отряды КПГ

Интернациональная Коммунистическая Партия

Из книги Критика теории «Деформированного рабочего государства» автора Автор неизвестен

Интернациональная Коммунистическая Партия Троцкизм, который в нынешнюю эпоху глубокой контрреволюции считается течением экстремистским, является лишь фланговым авангардом русского империализма, а теоретически и в плане повседневной политики ничем иным как

Алжирская коммунистическая партия Перуанская коммунистическая партия

БСЭ

Итальянская социалистическая партия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИТ) автора БСЭ

Партия (коммунистическая)

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Партия (коммунистическая) См. также «Социализм и коммунизм» У нас многопартийная система: одна партия у власти, а остальные в тюрьме. Приписывается Николаю Бухарину Мы пишем по указке наших сердец, а наши сердца принадлежат партии. Видоизмененный Михаил

От редакции: представляем серию статей об итальянском рабочем и коммунистическом движении, которую специально для нашего сайта подготовили итальянские товарищи из партии «COMUNISTI SINISTRA POPOLARE ».

Первый материал посвящен судьбе и истории Итальянской коммунистической партии. Какую роль ИКП сыграла в новейшей истории Италии? Почему сильнейшая компартия Европы прекратила свое существование? Чем обернулся для итальянских коммунистов отказ от марксизма–ленинизма?

Лидер антифашистского Сопротивления

Итальянская коммунистическая партия сыграла важнейшую и без сомнения положительную роль в истории Италии. С момента ее создания – 24 января 1921 г. – она решительно отделилась от беспомощного и инертного болота реформизма, ревизионизма и оппортунизма Социалистической партии, которая сковывала рабочий класс то пустой сверхреволюционной фразеологией, то соглашательской примиренческой позицией на практике.

1936 год. Итальянские коммунисты в Испании

ИКП оказалась во главе пролетарского сопротивления буржуазной реакции и рвавшемуся к власти фашизму. Организационный и человеческий вклад коммунистической партии в антифашистскую борьбу был действительно огромным, начиная с первой попытки вооруженной борьбы с фашистами – отрядов «Народных Смельчаков».

Во времена фашистского режима вплоть до конца 1943 г. компартия была единственной политической антифашистской силой на территории Италии, которая действовала организованно в условиях подполья и конспирации. Достаточно регулярно печатались и распространялись газета и листовки. Партия организовывала бойкот на производстве и прямой саботаж военной продукции.

В марте 1943 г. еще до подписания перемирия с англо-американцами были проведены забастовки на самых крупных заводах Турина, Милана и Генуи. Эта борьба и военный опыт, полученный итальянскими красными командирами и бойцами во время гражданской войны в Испании (1936-39 гг.) обеспечили компартии лидирующую роль с 1943 г. до 1945 г. в вооруженном Сопротивлении немецким оккупантам и их фашисткой прислуге.

Послевоенную роль ИКП также можно оценивать только положительно. Достаточно вспомнить о ее роли в борьбе за мир в годы холодной войны, за установление республиканской формы правления в Италии, вкладе в борьбу рабочего класса за улучшение условий труда и жизни, в борьбу крестьянства, захватывавшего земли помещиков, защите демократических прав трудящихся против неоднократных попыток реакционных переворотов в 60-ые и 70-ые годы прошлого века.

Конституция Италии, оставаясь по своей сути буржуазной, благодаря вкладу и влиянию коммунистов сильно отличалась от традиционного для либерального государства основного закона. Документ содержал потенциально антикапиталистические элементы.

Именно послевоенная политика ИКП, ее теория и практика тех лет, сегодня заставляют нас критично и самокритично задуматься о причинах долгого процесса перерождения, который привел к самоликвидации партии.

Беспощадный анализ перерождения партии

Что именно привело революционную партию Грамши (основатель ИКП Антонио Грамши – прим. ред. ) к моральной и интеллектуальной нищете, политическому банкротству ее эпигонов и, в конце концов, исчезновению?

Ответ на такой вопрос нельзя дать простой и удобной категорией «предательства» со стороны руководителей партии. Он требует научного, беспощадного и иногда болезненного анализа, чтобы избежать такого развития событий в будущем.

Наша партия начала проводить такой анализ. Не без затруднений и даже некоторого сопротивления со стороны партийцев определенного поколения, для которых Тольятти (основатель и руководитель ИКП Пальмиро Тольятти – прим. ред. ) и Берлингуэр (секретарь ИКП с 1972 по 1984 гг. Энрико Берлингуэр – прим.ред ) – это живое воплощение идей коммунизма, своего рода «иконы», не подлежащие критике. Тем не менее, этот вопрос не терпел дальнейшего отложения.

Процесс идеологического и политического разложения ИКП начался еще во время войны из-за некоторых крупных ошибок Тольятти в оценке сложившейся ситуации, расстановке сил в стране и на международной арене.

В 1943 году катастрофический для Италии ход военных операций на всех фронтах заставил монархию – после десанта союзников на Сицилии – подписать с ними перемирие и арестовать Муссолини. Реакция немцев была молниеносна: они оккупировали всю Северную и Среднюю Италию. Король, его двор и высшие чины государства сбежали к англоамериканцам, спасаясь от немецкой мести и бросая страну, но не ее золотые резервы, которые были вывезены во время побега. Страна была разделена на две части: юг был оккупирован союзниками, север и центр - немцами.

1944 год. Демонстрация в Риме

На севере партия решила перейти к вооруженной борьбе, развивая нелегальную работу, для подготовки всеобщего восстания против немцев и фашистов. На «освобожденном» же, точнее, оккупированном англоамериканцами, юге антифашистские партии начали действовать открыто, легальным образом. Здесь были восстановлены органы дофашистского, либерально-монархического государства и парламентская деятельность. Эта объективно сложившаяся разница в условиях борьбы и породила некоторую разницу в подходах, оценке перспектив, анализе ситуации между северным и южным партийным руководством.

Главный вопрос состоял в следующем: должна ли коммунистическая партия сотрудничать с монархическим временным правительством Южной Италии с целью дальнейшего развития военных операций на севере, чтобы добиться полного освобождения остальных районов страны, или же должна одинаково бороться с фашистами, с немцами и с предательской монархией? Борется ли партия за революционный, социалистический исход Сопротивления или только за «национальное» освобождение от немцев?

После возвращения Тольятти из Москвы на пятом съезде, который состоялся в Неаполе в конце 1943 года эти вопросы были разрешены. Не без внутреннего сопротивления со стороны некоторых военно-политических кадров с Севера большинство делегатов проголосовало за предложение Тольятти: до полного освобождения страны временно отложить вопрос о будущем социально-экономическом строе Италии (социализм или капитализм) и будущей форме ее государственного устройства (монархия или республика). Сделать это для того, чтобы расширить антифашистский фронт и привлечь специалистов королевской армии, колеблющихся и промонархически настроенных элементов к общей вооруженной борьбе.

В результате компартия не вошла в буржуазно-монархическое правительство, но стало с ним сотрудничать в военных операциях. Тут Тольятти оказался прав. Между прочим, принятый курс отвечал рекомендациям Сталина и Политбюро ЦК ВКП(б).

Ошибки произошли потом в рамках реализации этого курса. Попробуем вкратце их проанализировать.

Неправильное определение классового характера Сопротивления

Грамши определил процесс создания единого государства в Италии как «недовершенную революцию» из-за структуральной слабости итальянской буржуазии.

Основываясь на этом анализе и популярной в коммунистическом движении того времени позиции о промежуточных этапах революционных перемен, Тольятти (и вместе с ним большинство руководителей партии) понимал вооруженное Сопротивление как завершение буржуазно-демократической революции предыдущего века в новых условиях, т. е. при прямом, организованном участии в процессе антифашистской борьбы рабочего класса во главе широких народных масс.

Следовательно, исходом Сопротивления, по его мнению, должно было стать не установление диктатуры пролетариата, а созыв учредительного собрания всех антифашистских сил с целью создания промежуточного, «народно-демократического» государства. Такое понимание антифашистской борьбы, которое Тольятти впервые выдвинул еще в 1929 г., когда Грамши сидел в тюрьме и не мог принимать активное участие в партийной жизни, не разделяла значительная часть руководства партии во главе с Луиджи Лонго и Пьетро Секкиа, подпольно действовавшими в Италии.

Такой подход являлся прямым искажением мыслей Грамши, который видел в рабочих и крестьянах Италии движущую силу антифашисткой борьбы. В понимании Грамши, фашизм можно и нужно было свергнуть вооруженным восстанием с целью установления «рабоче-крестьянского правительства». В его концепции основную роль играют не антифашистские партии коалиции, а организованный пролетариат в союзе с крестьянством и другими трудовыми непролетарскими слоями. По мнению Грамши, пролетариат доводит до конца буржуазную революцию после, а не вместо взятия власти и установления диктатуры пролетариата. Отличие от позиции Тольятти очевидно.

С учетом вышесказанного, легко понять, как у Тольятти Сопротивление постепенно приобретает чисто военный, национально-освободительный характер. На оккупированном же немцами Севере партийное руководство считало, что Сопротивление должно иметь ярко выраженный классовый характер. Оно не должно закончиться простым восстановлением у власти довоенной либеральной буржуазии и ее институтов. Неустанная политическая агитация партии среди рабочего класса проводилась параллельно военным операциям. Это и привело к успешному проведению стачки на самых крупных заводах Турина, Милана и Генуи в марте 1944 г в условиях жесточайшей немецкой оккупации, зверств эсэсовцев и фашистских банд.



1945 год. Красные партизаны

Крупные города Севера Италии и целые горные районы освободились сами до прихода англо-американцев. В этих городах и районах устанавливались новые органы управления, возникавшие непосредственно в процессе вооруженной борьбы. Они отличались от институтов довоенного либерального государства по представительству классов, а также по способам создания и функционирования. Их модель могла бы стать основой нового, послевоенного государства. Тольятти же выбирает путь Учредительного собрания для разработки новой конституции.

Отклонение от ленинизма и выбор в пользу буржуазной демократии

После окончания войны наступил момент решения вопроса о форме государственного устройства и социально-экономическом строе новой Италии. Формально глава государства - кронпринц, регент королевства. Временный орган власти - Комитет Национального Освобождения, имеющий центральную структуру и периферийные органы.

В отличие от Комитета Национального Освобождения Северной Италии, в центральной структуре все партии антифашисткой коалиции были представлены на паритетных началах (у всех партий равное количество представителей), а не пропорционально реальным силе и весу. В результате в центральной структуре преобладали буржуазные партии.

В 1945 году в компартии Италии состояло 2,5 млн человек, 500 тысяч из них – были вооружены и имели военную подготовку. По численности, организованности и силе ИКП была первой партией в стране.

В Италии фактически установилось двоевластие: с одной стороны, на Севере - органы управления КНО, с другой - на Юге - буржуазно-монархическое правительство. В такой обстановке Тольятти и большинство в руководстве партии безоговорочно принимают правила игры буржуазной демократии, то есть соглашаются на проведение референдума о выборе между монархией и республикой, всеобщего голосования для избрания Учредительного собрания (1946 г.).

Такой выбор был очень рискованным. В то время в Италии царила неграмотность. Тотальный идеологический контроль над большинством населения, особенно сельским, имела церковь.

В итоге установление республики еле прошло на референдуме, а компартия на выборах оказалась всего лишь третьей, получив намного меньше голосов, чем Христианско-демократическая и Социалистическая партии, которые в организационном плане были намного слабее ИКП.

Правые оппортунисты в руководстве оправдали неожиданный результат тем, что партия еще не освоила тактику легальной работы. Сегодня мы видим, что это была неправда. Партия уже три года легально работала на территории Южной Италии, да и на Севере ИКП никогда не останавливала политическую работу среди населения, даже во время вооруженной борьбы.

Причина поражения была в другом: безнадежно воевать на поле битвы, которое выбрал классовый враг, да еще при правилах, навязанных им же. В игре под названием «буржуазная демократия» не имеют значения программы и позиции, главное здесь – денежные средства, вложенные в кампанию, внешнее давление, идеологический контроль над населением. Эта сдача коммунистических позиций без боя, на наш взгляд, объясняется объективным отклонением политической линии Тольятти от ленинизма.

Парламентский кретинизм ИКП

Коммунисты, безусловно, внесли большой вклад в республиканскую конституцию Италии. Она отличалась от всех предыдущих своим потенциально прогрессивным характером: основой республики провозглашался труд, предусматривались экспроприация частной собственности, активная роль государства в обеспечении материального равноправия граждан, превосходство государственных и общественных интересов над частными и т. д. Но конституция де факто оставалась буржуазной. Формулировка «суверенность принадлежит народу, который осуществляет ее через парламент», хотя и утверждает преимущество законодательной власти над всеми остальными, но содержит в себе всю антинаучную неопределенность категории «народ», которая не учитывает его разделение на классы с противоположными интересами.

Территориальный принцип избрания парламента изначально гарантирует преобладание в нем представителей буржуазии. Кроме того, конституция имеет программный, а не принудительный характер: достаточно отложить осуществление ее указаний, чтобы заморозить весь общий замысел.

Тольятти, однако, был убежден, что продолжение антифашисткой коалиции и роль Советского Союза на международной арене создадут условия для прогрессивного продвижения к социализму «мирным» путем «структуральных реформ» и постепенного «расширения демократии путем парламентской борьбы».

Вопрос о взятии власти пролетариатом сначала отодвинулся на неопределенное время под предлогом, будто нет условий для пролетарской революции, а потом просто забылся. Девизом партии стала «защита демократии и конституции, рожденной Сопротивлением», иными словами защита буржуазного государства и строя. Коминформ неоднократно осуждал позицию Итальянской и Французской компартий, правильно обвиняя их в «парламентском кретинизме».

Критика с Севера

Внутри партии тоже далеко не все были согласны с позицией Тольятти и большинства руководства, но внутренней оппозиции как таковой не было из-за строгого соблюдения партийной дисциплины. Возражали новому курсу в основном кадры с севера страны, прошедшие через опыт конспирации и Сопротивления. Главной фигурой среди несогласных был Пьетро Секкиа.

Представление о его искренней революционной позиции можно получить по следующим цитатами из выступлений самого Секкиа на заседаниях Политбюро и ЦК партии:

«Меня нельзя упрекать в неверности партии, если я не согласен с понятием итальянского пути к социализму. Когда я стал коммунистом, партия ставила задачу развития вооруженной борьбы и захвата власти по пути, указанному Октябрем. Конечно, партия может сохранить то же название и поменять не только свою политику, но и стратегию, и некоторые основные принципы. Только нельзя требовать от тех, кто стал коммунистом потому, что партия руководствовалась теми другими принципами, чтобы они воспринимали и разделяли новый курс. Ибо, возможно, многие из нас не стали бы коммунистами, если бы партия тогда проводила сегодняшнюю линию».

«…Условия не складываются спонтанно, сами по себе… мы были решительно против всякой формы выжидания. Нельзя ждать момента [восстания], надо его подготовить. Условия готовятся и меняются только борьбой».

Динамика классовой борьбы очень быстро решила вопрос двоевластия в пользу буржуазии: в 1947 г. коммунисты были исключены из правительства под давлением американцев, партизан стали выгонять из правоохранительных органов, а фашистов восстанавливать.

Партия не отреагировала, а местные попытки сопротивления со стороны партизанских кадров осуждались центром и карались исключением из партии. Секкиа так возражал инерции партии: «Между вооруженным восстанием и полным бездельем есть целый ряд вариантов борьбы».

В такой ситуации, Секкиа, отвечавший тогда за организационные вопросы, отправляется в Москву, где на секретной встрече со Сталиным, Ждановым и другими членами Политбюро ВКП(б) обсуждались критические вопросы политики национального единства, проводимой Тольятти. Впоследствии в 1950 году Сталин предложил перевести Тольятти с должности генсека ИКП на пост секретаря Коминформа, что привело бы к избранию Секкиа, как второго человека в партии, на пост генерального секретаря. Руководство ИКП приняло предложение Сталина, но Тольятти отказался. Таким образом ситуация в ИКП не изменилась.

В итоге это привело к тому, что партия во имя «национального пути к социализму», переворачивая роль общего и частного, фактически стала отрицать всеобщие законы развития капитализма и буржуазного государства, социалистической революции и диктатуры пролетариата. Отклонение от ленинской теории государства привело к губительному восприятию парламентаризма и буржуазной демократии, как единственно возможной почвы для борьбы. Тем самым ИКП придавала легитимность буржуазной законности.

1969 год. «Горячая осень»

В позиции того времени уже были заложены все зачатки еврокоммунизма, с одной только разницей: Тольятти никогда формально не отрицал марксизм-ленинизм, не порвал отношения с Советским Союзом и странами народной демократии, никогда не восхвалял НАТО и не переставал бороться за выход Италии из него, как это позднее сделали Берлингуэр и еврокоммунисты.

1969 год. «Горячая осень»

Позволим себе еще раз процитировать Секкиа о правильном понимании отношений между компартиями: «Некоторые сильно акцентируют понятие полной автономии. Я наоборот понимаю автономию в рамках идеологического и политического единства международного коммунистического движения. Поэтому я всегда был против формулировки о полицентризме и всегда считал двухсторонние отношения недостаточными».

О НАТО: «Повторяю, что опасность не исходит от разных полубоевых фашистских организаций, которые несмотря на это должны быть распущены, побиты и уничтожены, что можно было бы сделать запросто … главная опасность также не исходит от заговоров принца Боргезе, который естественно должен быть осужден за совершенные преступления и за его попытку [попытка государственного переворота 7-8 декабря 1970 г.], но без лишнего шума, имеющего очевидную цель прикрыть настоящую и главную опасность. Мы не должны подаваться такой мистификации. Мы должны всем ясно объяснить, что самая серьезная опасность, которая может стать драматической в случае международного конфликта, зиждется в полной и еще раз подтвержденной верности НАТО со стороны Италии».



1973 год

Классовое перерождение


1976 год

Помимо вышеуказанных причин в процессе разложения ИКП немалую роль сыграло постепенное перерождение классового состава руководства партии. Уже на восьмом съезде партии (1956 г.) под предлогом расширения и обновления руководящего состава из ЦК вывели 25% рабочих и партизанских кадров. Их заменили интеллигентами и кадрами, вступившими в партию после 1945 года.

Классовое перерождение ускорилось благодаря решению тринадцатого съезда (1972 г., Берлингуэр избран генеральным секретарем) подчинить партийные ячейки на производстве (рабочих местах) территориальным парторганизациям. Поскольку в территориальных организациях преобладал мелкобуржуазный элемент, процентный вес рабочих делегатов на съездах резко сократился.

1976 год

Если ко всему этому добавить:

1. Откровенный отказ еврокоммунистов от марксизма-ленинизма в пользу неопределенного эклектизма, в рамках которого все немножко правы и непонятно, кто не прав;

2. Резкое осуждение положительного опыта строительства социализма в СССР и других соцстранах, который стали отождествлять с репрессиями;

то становится легко понять, почему партия перестала существовать.

Сегодня итальянские коммунисты, подобно птице Феникс, возрождаются из пепла. Ведь есть острая потребность в их революционной деятельности, свержении исчерпавшего свою историческую роль капитализма. Ошибки прошлого учтены, урок усвоен. Партия будет прилагать все усилия, чтобы они не повторялись.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: