Крестовый дом. Типы изб: «черные» и «белые» избы. Подворье и хозяйственные постройки

Крестовик - четырехстенный сруб, внутри которого расположены пятая поперечная и шестая продольная стены. Две внутренние капитальные стены называются перерубами. Они разделяют сруб на четыре равные части и формируют несколько отдельных комнат, которые сообщаются друг с другом при помощи дверей или дверных проемов (можно использовать арки). Иногда одну из четырех частей отводят под террасу, веранду или тамбур, а в качестве жилых помещений используют только три.

Преимущества сруба-крестовика

  • Повышает теплоэффективность строения. За счет двух дополнительных капитальных стен тепло дольше сохраняется в доме;
  • Подходит для строительства в северных холодных регионах страны и для проживания в доме круглый год;
  • Две внутренние стены - дополнительные ребра жесткости. Они усиливают и укрепляют конструкцию, делают дом прочным и надежным;
  • Долговечность. При соблюдении норм и правил строительства пятистенок легко простоит 100 лет;
  • Равномерно распределяет вес кровли и не дает сильной нагрузки на ;
  • Не требует установки глубокого массивного фундамента, что упрощает строительство и снижает стоимость работ;
  • Хорошие звукоизоляционные характеристики. Две полноценные капитальные стены хорошо задерживают звуки и не пропускают в дом посторонний шум;
  • Удобен для проектирования и внутренней планировки дома. Позволяет рационально и практично обустроить комнаты различного назначения;
  • Внутренние стены можно двигать и делать помещения любых размеров. Главное, чтобы они располагались под прямым углом;
  • Перерубы предотвращают деформацию стен сруба, которая возможна из-за усадки сруба;
  • Эстетичный и привлекательный внешний вид строения.

Проектирование и строительство крестовой избы

Крестовой сруб прекрасно подходит для строительство жилого загородного коттеджа или просторного и функционального дачного домика. Внутри удобно расположить кухню, спальные комнаты и гостиную. Кроме того, архитектор “МариСруб” может добавить в проект и другие помещения. Это может быть кабинет, гардероб, кладовая, тренажерный зал и даже бассейн. Большим спросом пользуются загородные дома с мансардой, террасой и балконом. Много интересных проектов вы найдете .

Если вам не понравился ни один готовый вариант, вы можете заказать индивидуальное проектирование деревянного дома! Архитектор фирмы рационально спланирует пространство будущего дома, разработает проект с учетом пожеланий клиента, специфики земельного грунта на земельном участке, дальнейшей прокладки и введения в эксплуатацию инженерных сетей.

Для строительства дома-крестовика площадью свыше 100 квадратных метров оптимально подходит ленточный фундамент и традиционная двускатная крыша. Реже устанавливают кровлю с тремя или четырьмя скатами. Для компактного легкого домика можно использовать столбчатый или винтовой фундамент.

Строительная фирма “МариСруб” выполняет полный комплекс работ по строительству и отделке домов из бруса или бревна. У нас вы можете заказать деревянный дом “под ключ” от производителя. Выполняем проектирование и изготовление пиломатериалов под проект, монтаж фундамента и кровли, сборку сруба, установку и введение в эксплуатацию инженерных сетей, наружную и внешнюю отделку. Гарантируем своевременность и надежность работ!

Деревянные строения различаются не только по типу используемой древесины, но и конструктивно. Интересным решением является сруб пятистенок, имеющий не четыре, а пять несущих стен. В плане он представляет собой обычный классический четырехугольник, но внутри него располагается полноценная стена, разделяющая дом или баню на две части. В итоге, коробка получается более устойчивой, а звукоизоляция между помещениями – улучшенной. Кроме того, появляется возможность устройства независимого входа, а это значит, что под одной крышей могут проживать две самостоятельные семьи, пользующиеся раздельной жилплощадью.

Характерные особенности сруба пятистенка

Дополнительная поперечная стена позволяет увеличить длину дома. Она придает дополнительную жесткость строению благодаря связке с продольными стенами. Под нее в обязательном порядке возводится фундамент, поэтому функционально она готова к принятию нагрузок от балок перекрытия и крыши. Стыковка венцов производится традиционно для срубов – посредством соединительных чаш. Торцы бревен пятой стены выходят наружу, в связи с чем пятистенок легко определяется визуально со стороны улицы.

Пятая стена не дает разъехаться продольным стенам и упрочняет срубы высотой более шести метров. С ее помощью отделяют жилые комнаты от сенцов, или сеней, выполняющих функцию тамбура, прихожей, кладовой, а также теплового барьера между улицей и внутренними помещениями. Кроме того, капитальное поперечное ограждение ставят на границе предбанника и моечного отсека. В этих случаях площадь строения делится на неравные части. При строительстве дома для двух семей внутреннюю стену возводят посередине, не вырезая в ней каких-либо проемов. Для выхода на улицу устанавливают отдельные дверные блоки.

Пятая стена сруба называется, также, перерубом.

Типовое бревно имеет длину до шести метров, но нередко требуется поставить больший по протяженности сруб. Решить проблему помогает сруб пятистенок, в котором переруб одновременно становится и ребром жесткости, и соединительным узлом. Высокие звукоизоляционные свойства бревна позволяют избавиться от шума, происходящего в смежном помещении, и создать комфорт в зоне отдыха. В дальней комнате зимой будет намного эффективнее удерживаться тепло, а зимой – прохлада. Моечная в бане дольше сохранит необходимый температурный режим, что вряд ли получится у легкой перегородки.

Касаясь темы дизайна, можно с уверенностью сказать, что бревно в качестве внутренней стены смотрится гораздо интереснее, эстетичнее и солиднее по сравнению с другими материалами. Классический русский или деревенский стиль внутреннего пространства обеспечивается без дополнительных усилий по декорированию стен вагонкой или деревянными панелями. Внутри дома будут царить:

  • благоприятная атмосфера;
  • домашний уют;
  • здоровый микроклимат;
  • ароматы натуральной природы;
  • комфорт.

Но не все оказывается так радужно, как кажется на первый взгляд. Сруб пятистенок имеет и свои минусы, некоторые из которых являются настолько важными, что заставляют будущего хозяина отказаться от мечты по строительству большого дома в пользу более скромных вариантов. Попробуем разобраться.

Недостатки сруба пятистенка

Прежде всего, следует отметить, что возведение бревенчатого дома с внутренней несущей стеной – дело не из простых. Качественно поставить такой сруб способны лишь опытные плотники, которых в наше время найти проблематично. Конечно, профессия возрождается в связи с повышением спроса на деревянное домостроение, но опыт уже не передается из поколения в поколение, а потому многие секреты настоящих мастеров, к сожалению, утеряны.

Следующий существенный минус относится к высокой стоимости сруба пятистенка. Во-первых, значительно добавляется объем бревен для строительства из-за расширенных размеров дома и присутствия дополнительной капитальной стены. Во-вторых, за работу настоящих профессионалов, без которых трудно обойтись, придется заплатить кругленькую сумму.

Далее необходимо отметить сложность планировки внутреннего пространства. Придется подстраиваться под расположения пятой стены, но это знакомо владельцам и других домов, особенно квартир в многоэтажках. Минус же заключается в том, что брус забирает часть полезной площади намного больше тонкой перегородки. Но с этим недостатком придется просто смириться.

Вопрос об улучшенной теплоизоляции внутренних помещений пятистенка является спорным. Противники утверждают, что сквозь дополнительные венцовые соединения вполне может улетучиваться тепло. На самом деле, стыковка бревен в чашу изначально предполагает надежную защиту сопряжений от ветра и влаги, а тщательная конопатка только усиливает теплоизолирующий эффект. Каждая из сторон приводит собственные аргументы, поэтому прийти к общему мнению пока не удается. Наверное, многое зависит, все же, от качества возведения сруба пятистенка.

Вконтакте

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России

В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).

История

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку.

Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9×1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом.

В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым.

Alex Zelenko , CC BY-SA 3.0

Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети - справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами.

Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Печь

До XIII в. избы не имели печей, имелся лишь очаг, дым выходил через входной лаз или появившиеся к этому времени специальные отверстия в стене.

В золотордынский период и вплоть до XV в., печи не были распространены, этим и объясняется появление самого слова «очаг», слово очаг является тюркским словом, судя по всему было привнесено кочевниками и так стали называть специальное место в избе где разжигался огонь.

К XV в. в избах стали получать распространение примитивные печи,которые также топились по черному.


Фото С. Прокудина-Горского , Public Domain

В период до XVII в. печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отводы дыма, затем стали появляться устройства для вывода дыма сверху, не через двери. Но это еще не было печной трубой в современном понимании. Просто в верхней части, в потолке делалось отверстие, откуда горизонтально вел деревянный короб, называемый боров. Этот боров далее выводил дым наверх.

В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами. Однако избы многих крестьян вплоть до конца XIX века топились по чёрному.

Курными избами назывались избы, топившиеся по «черному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся курной печью или черной.

Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники - полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопченный верх от чистого низа. В более поздние времена, к XIII-му веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы - дымоволок.

Курные избы, несмотря на все свои недостатки, просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX в., встречались они даже и в начале XX в., по крайней мере можно встретить фотографии (именно фотографии, а не рисунки) курных изб.

Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твердой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, следствием чего доски были очень дорогими.


неизвестен , Public Domain

Для дверей же использовались доски, полученные путем раскола на две части бревна и их обтесывания.

Одновременно с существованием курных изб постепенно получали распространение устройства для вывода дыма, сначала это были деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы».

Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца - небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудок), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты. Белые же избы получили распространение лишь в XVIII в., а массово они стали строиться лишь в XIX-ом.

Белая изба

С XV в. получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX в. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

Лишь в XVIII в. и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX в.

Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития. Отличительной особенностью северной (территории севернее Москвы) русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство.


Кузнецов , Public Domain

Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы и было приподнято над уровнем земли на 1-1,5 метра.

Помещение, находящееся под полом жилого помещения называлось подпольем. Попасть в подполье можно было только из жилого помещения вынув деревянный люк в полу (открывалось отверстие размером приблизительно 1×1 метр). Подполье освещалось несколькими маленькими окошками, имело земляной пол и использовалось для хранения запасов картофеля (иногда других овощей).

Другая половина избы имела два этажа. Нижний этаж имел земляной пол и ворота для прогона скота. Дальняя от ворот половина нижнего этажа была разделена на несколько изолированных помещений с маленькими окошками (для коровы с телёнком и овец). В конце узкого коридора были насесты для ночёвки кур.

Верхний этаж делился на горницу и сеновал (над помещениями для скота и птицы), где кроме запасов сена складировались поленницы с дровами на зиму. На сеновале находился туалет (возле одной из стен дыра в полу, человеческие испражнения падали вниз между стеной и насестами для кур). Для загрузки осенью сена имелась дверь наружу (высота от земли около 2,5 - 3 метров).


Кузнецов , Public Domain

Все помещения избы соединял небольшой коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела небольшая лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая - вниз к животным.

Возле входа к избе обычно пристраивали (использовали брусы и доски) небольшое помещение с большими окнами, которое называли сенями. Таким образом, чтобы попасть в избу нужно было подняться на крыльцо и войти в сени, там подняться по ступеням и войти в коридор, а уже из него в жилое помещение.

Иногда к тыльной стене избы пристраивалось помещение наподобие сарая (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

Фотогалерея







Полезная информация

Изба́
англ. Izba

Полы

Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась.

Лишь к XV в. стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX в.

Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах - из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.

В то же время в Сибири, территории богатой лесами, полы повсеместно имели распространение уже в XVII в. Где их устраивали с целью сохранения тепла. Более того было принято мостить деревянными кирпичами двор.

Окна

Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV в.

Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII в. и стали массовыми лишь в XIX в.

Отверстия в доме-окошки закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года.

Кровля

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов.

На вершину кровли укладывали охлупень.

Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами - курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки.

Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб.

Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола.

К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Внутренняя отделка

Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль - хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») - напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Типы изб

Четырехстенная изба

Простейшее четырехстенное жилище. Часто временная постройка.

Изба-пятистенка

Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату)

Изба-шестистенка

Изба-шестистенка (шестистенок) - дом с двумя поперечными стенами.

Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи.

Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

Стол

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым.

Лавки

Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол.

Места гостей

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» - самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырёхстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырёхстенок - первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырёхстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырёхстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где то и ранее, четырёхстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок - эта конструкция представляла собой логичное развитие четырёхстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми - ныне Коми - Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырёхстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» - довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового. Впрочем, новое появлялось. Русская изба - пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок - следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб - шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом». Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением - таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» - «изба с заулком» - «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

В селах Верхнего Приобья живут многие потомки старообрядцев, тех, кто в XVII-XIX вв. осваивали сибирские земли. Многие элементы их духовной культуры говорят о сохранении древних традиций, бытовавших еще в средневековой Руси. Исследование особенностей материальной культуры старожилов-старообрядцев в конце XIX - начале XX вв., проведенные автором статьи в течение нескольких последних лет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, показывают, что и в домостроении эта тенденция была очень сильна .

Подготовительный этап строительства

Старообрядцы-старожилы устойчиво сохраняли издавна бытовавшие знания о природе. Об этом говорит тот факт, что лес для строительствастарожилы-старообрядцы заготавливали по особым правилам. Например, считалось важным отнять дерево от корня зимой в полнолуние: если это сделать раньше, то бревна будут отсыревать, а позже - трескаться. Допускалась заготовка леса на старый месяц. Эти условия полностью совпадают с рекомендациями «Назирателя», литературного памятника, который является переводом с латинского сочинения Петра Кресценция, написанного около 1305 г. на основе античных и средневековых источников:

«Дерево для построения дома нужно срубить в ноябре-декабре или чуть позже, да лучше на ущербе месяца, потому что об эту пору по морозу выходят из дерева всякие смолы и лишние соки, особенно из-за стылого воздуха, который стужей своей изгоняет из дерева свойственное ему тепло до самого корня и даже в земную глубь, молодой же месяц умножает всякую влагу, а на ущербе ее убавляет» .

Устройство поселений на реках и использование природных условий для естественной защиты являлось одним из принципов градостроительства средневековой Руси. Благодаря особенностям старообрядческого быта он долгое время сохранялся в Сибири. П. Е. Бардина пишет, что даже в XX в. поселения старообрядцев нередко располагались на муче - крутой излучине реки, где поселение с трех сторон ограждалось высоким и обрывистым берегом, а с четвертой сооружался непроходимый забор из колючих кустарников.

Большое внимание старожилы-старообрядцы уделяли выбору места для дома. Благоприятным считалось его расположение на открытом месте, на некотором возвышении, но не на гриве, или же в низинке, но не в овраге. Эти приметы перекликаются с советами «Назирателя»:

«Нужно еще беречься, дом не ставить туда, где может быть сильный ветер, поэтому лучше всего под горой в низине ставить, а не на самой горе, не в самой низине и уж не в темном овраге, но на месте таком, где дом овевает здоровый воздух и очищает все так, чтобы не было бед; да лучше бы место такое, где солнце стоит целый день, потому что тогда и черви, если они зародятся и нездоровая сырость распространится, ветер такой разнесет их, а солнечный жар уничтожит и высушит».

Строительные инструменты

Дерево, основной строительный материал регионов Приобья, прекрасно поддается обработке и не требует сложного инструментария. Для всех видов работ требовался ограниченный набор инструментов. До начала XX века старожилы-старообрядцы имели для выполнения строительных работ инструменты, виды и форма которых были подобны орудиям, известным в России с древности и, видимо, повторявшиеся без значительных изменений с времени первоначального заселения региона. В составе обязательного инструментального набора были пазник для выборки пазов в бревнах, черта для отметок и причерчивания, рубанок , нож-косарь для расколки бревен на дрань и тес, молоток , стружок (стамеска), напарии (сверла) различных диаметров и, наконец, универсальный инструмент, традиционно использовавшийся в плотничьем деле с глубокой древности - топор , которым можно было сделать пазы, обтесать бревна и выполнить тонкую работу.

Специальный топор, формой напоминавший секиру , применялся до распространения пилы для валки деревьев. Для колки дров в хозяйстве имели топор-колун клиновидной формы. Область применения пилы была ограничена, этот инструмент был известен издавна, но стал широко использоваться только с начала XX в. Если к строительству предъявлялись особые требования, например, при возведении церкви или дома по заказу какого-либо зажиточного человека, способного оплатить трудоемкую работу и желавшего получить качественную постройку, то для разделки бревен сруба пила не использовалась, так как преимущества ускорения работы не компенсировали недостаток снижения долговечности материала конструктивных элементов. Известно, что большинство значительных построек средневековой Руси построено именно без применения пилы.

Полукруглыми стамесками, называемыми в Приобье стружками, выполняли «дорожение» (желобление) кровельного теса. В наборе инструментов крестьян-старообрядцев Верхнего Приобья имелись фуганки, стамески, шерхебели, применявшиеся в России с XVII в. В Табл.1 представлено, какими строительными инструментами пользовалиськрестьяне-старообрядцы в Приобье в конце XIX - начале XX в.

Таблица 1. Инструментальный набор старожилов-старообрядцев

Инструменты Древняя Русь IX-XV в.,
Мангазея XVI-XVII вв.
Верхнее Приобье.
Старожилы-старообрядцы.
Конец ХIX в.- начало XX века
(до 1930-х гг.)
Секира * *
Топор * *
Топор-колун * *
Тесло * *
Пазник * *
Молоток * *
Скобель (струг) * *
Центровка * *
Коловорот *
Буравчик *
Напарий *
Сверла * *
Рубанок * *
Шерхебель * *
Фуганок * *
Калевка *
Горбач *
Двуручник *
Пила двуручная *
Ножовка * *
Ножовка-лобзик *
Пила выкружная *
Пила лучковая *
Пила продольная *
Долото * *
Стамеска полукруглая * *
Стамеска треугольная *
Стамеска уголком * *
Стамеска прямая * *
Клюкарза * *
Нож * *
Нож-косарь *
Драч *
Отборка *
Циркуль * *
Черта * *

Данные таблицы показывают, что для старожильческой старообрядческой среды Верхнего Приобья, оторванной от европейской части России, был характерен относительно ограниченный набор ручных плотничьих и столярных инструментов универсального назначения, большинство из которых известно в России с глубокой древности. Ограниченность инструментария не означала некачественности выполнения работ, напротив, распространенность и общеизвестность знаний по выполнению плотницких работ, совершенствование мастерства владения имеющимися в распоряжении инструментами, учет природных свойств дерева, как основного строительного материала, позволяли выполнять работы на высоком уровне, обеспечивать большую долговечность постройки.

Возведение дома

Крестьяне-старообрядцы, как издавна повелось, начинали строительство весной, когда сходил снег. Чтобы закончить строительство до больших сельскохозяйственных работ, хозяин, решивший строиться, собирал родственников и свойственников на «помочь» («помощь» ). Он мог обратиться к крестьянской общине и просить выделить еще дополнительных работников. Работа по «помочи» означала, что хозяин за работу не платит, а угощает всех, участвовавших в работах, а при необходимости сам идет на «помочь».

Основные технологические приемы строительства, начиная с закладки дома и кончая покрытием крышей, в основном совпадали с теми, что бытовали в средневековой Руси. Дома строили исключительно срубные. Если грунт был недостаточно плотен, делали вначале основание дома - копали ямы, опускали туда деревянные стойки, иногда предварительно обожженные или смазанные дегтем, чтобы предотвратить их гниение в земле. Если грунт был плотный, то под углы избы просто подставляли камни, покрывая их для гидроизоляции двумя слоями бересты. В том случае, когда стойки выводили высоко, дома делали с «завалинками» . В сузунских селах некоторые хозяева из кержаков к зиме завалинки заполняли землей, а к лету землю отваливали для «пpодува» . На стойки, камни, или на уплотненный грунт (в местностях с песчаной почвой) укладывали окладной венец - окладник , и далее выставляли венцы до нужной высоты. Придавая дереву большую водонепроницаемость, окладник мазали дегтем или смолой, которую варили сами. В этом случае фундаментных стоек не ставили, а первый венец укладывали прямо на уплотненный грунт. Как правило, общее количество венцов до матицы было нечетным, 15–17 при 6–7 вершковом лесе в «отрубе» (т.е. диаметре бревен 22–32 см).

Хотя в Верхнем Приобье основными конструктивными элементами зданий оставались бревна, но были необходимы и другие разнообразные детали. В строительстве из дерева использовались различные виды соединений и узлов, требовались специальные заготовки, для которых была нужна особая разделка бревен. Разделка велась на крупные части: пластины и четвертины. В результате получали горбыль (при срезе округлых частей бревна), лаги, брус, тес, дранку. Обрезные доски - пиленый тес, изготавливали продольным распиливанием бревна. Бруски делали из отходов крупной разделки.

Более других в Верхнем Приобье были распространены постройки, выполненные из круглых бревен рубкой «в чашу» с полукруглыми теплыми пазами, издавна и повсеместно применяемой в России . Хотя рубка из бруса жилых домов знати, «хором» , была хорошо известна в России с XVI в., но в крестьянском строительстве Приобья она редко использовалась, что возможно, было обусловлено применением для построек хвойных пород деревьев. Бревна из качественного хвойного леса характеризуются ровностью, прямизной и одинаковым сечением почти на всем протяжении бревна. Использование некачественного по этим параметрам, сучковатого материала, заставляет применять к бревнам особую обработку, например, разделку под брус. Другой причиной применения для стен построек бруса является желание достичь визуального эффекта подобному тому, что производит каменное здание.

Для теплоизоляции между бревен прокладывали мох. Такой способ назывался «ставить избу на мху» , «мшить избу» . Лучшим для этой цели считался «озерный мох» , который брали осенью на озерных прогалинах болота. «Боровой мох» , т.е. тот, что растет в бору, в отличие от упругого озерного при высыхании крошится и высыпается, т.е. не обеспечивает хорошей теплоизоляции. После пригонки бревна в срубе, оно снималось, на нижнее бревно укладывался слой мха, который придавливался окончательно устанавливаемым бревном.

Верхний венец избы назывался «черепным» , в нем вынимались «четверти», пазы вчетверть бревна, и настилался потолок, также сделанный из плах, которые укладывались «в разбежку» («внахлест», «внакладку»), когда одна из плах несколько заходила на другую. После установки крыши потолок утепляли, набрасывая сверху земли на 2–3 четвертины (в размер ладони), или промазывали глиной и засыпали слоем перегноя. Для утепления потолка также иногда использовали глину, размятую с мякиной, которой промазывали швы со стороны чердака («вышки» ), но этот способ был одним из позднейших и считался худшим. Самым старым способом утепления считалось покрытие соломой, которую укладывали толстым слоем на чердаке.

Пол настилали из широких плах по «переводам» (балкам). Плахи для пола очень тщательно обтесывали. Старожилы-старообрядцы иногда делали полы двухслойными - нижний был черновым, плохо обработанным, верхний, который клали непосредственно на «черный», «чистым», хорошо оструганным, плотно притесанным. Полы не красили, однако содержали в большой чистоте - не только мыли, но и скребли ножами-косарями. Со временем пол в поселениях Приобья начали красить покупной масляной краской или олифой, которую варили сами, добавляя краситель, глину или сажу. Но старожилы это не одобряли, считая это нововведение вредным, объясняя его появление и применение растущей ленью.

Тес и дрань были основными материалами, использовавшимися старожилами-старообрядцами для кровли жилищ. Топорный тес выделывался топором из двух половин расколотого бревна. Из одного бревна можно было сделать только две тесины, драни же получалось значительно больше. Поэтому тес был дороже и был доступен только людям с достатком, в основном из старожильческой среды, приверженным основательным традиционным способам постройки. С появлением маховой пилы начали использовать пиленый тес. Для получения дранки распиливали бревно на части длиной 1,5–2 м, затем их раскалывали на четыре части, из полученных четвертин специальным ножом «драли» дранку, осторожно ведя его вдоль бревна. Или же, не раскалывая на четвертины, приставляли нож-косарь к торцу бревна и ударяли по ножу кувалдой, чтобы он вошел в древесину, а затем осторожно продвигали нож. На дранку шла кондовая прямослойная и мелкослойная сосна. Было замечено, что крупнослойная древесина не годилась для этого, так как она подвержена скалыванию. Топорный тес и дрань, вследствие такой технологии изготовления, исключавшей нарушение структуры дерева, и, следовательно, возможности проникновения воды и гнилостных бактерий внутрь древесины, были более качественными, хотя и более трудоемкими видами кровли.

При устройстве кровли из топорного теса тесины сочленяли «впритык» в два ряда, так как хозяева хотели использовать этот качественный кровельный материал с наибольшей эффективностью. Технология устройства дранью и пиленым тесом была одинаковой, кроме того, что пиленый тес желобили - «дорожили» , для организации направленного стока воды, стараясь крышу сделать более долговечной, так как при этом дерево в желобках уплотнялась, создавая препятствие к проникновению воды внутрь дерева. Покрытие топорным тесом и дранкой не требовало желобления, так как при их выделке на доске появлялись естественные дорожки-желобки для стока воды. Дранью и пиленым тесом кровлю крыли несколькими способами: «впритык» , «в pазбежку» , «с подшильником» , при которых доски верхнего и нижнего рядов желобились в случае использования пиленого теса.

В конце XIX - начале XX вв. некоторые старожилы-старообрядцы еще устраивали безгвоздевую крышу «на курицах и потоках» , когда на обрешетку укладывались специальные слеги с загнутыми концами («курицы»), поддерживающие поток - легкое бревно с пазом, куда вставлялись тесины крыши, другим своим концом упертые в князевую слегу, «боевой» брус, сверху укладывался охлупень («конек» ). Такие крыши древнего происхождения, не требовали применения изделий из дорогого и редкого тогда металла - гвоздей, и прекрасно служили в течение десятилетий. Кроме того, одним из основных принципов деревянной архитектуры традиционно являлось стремление избежать конструктивного наложения металла и дерева, особенно в наружных конструкциях, подверженных влиянию атмосферных явлений. В качестве «куриц» использовали стволы елей нужного размера с частью корневища, так как ель имеет развитый и прочный у основания корень. Если же ели не было, то курицы вырезались специально из древесины других пород, например, прикорневой части ствола березы. Были распространены и менее трудоемкие в изготовлении стропильные двускатные и четырехскатные конструкции крыш. При устройстве стропильных крыш также можно было обойтись без гвоздей, применяя для стыковки различные конструктивные узлы - замки. Двускатные крыши крепили на самцах или на стропилах. «Круглые» дома крыли четырехскатной крышей на стропильной конструкции.

Сени, являясь конструктивной частью дома, возводились одновременно с основным срубом или пристраивались позже. Они делались в срубной технике из бревен, бруса или теса, по длине они занимали часть стены или всю стену целиком и перекрывались пологими односкатными крышами. Вход в дом оформлялся крыльцом, на которое вели несколько ступенек. Крыльцо ограждалось перилами с балясинами, над ним устраивалась односкатная или двускатная крыша, крепящаяся на столбах. Встречались и внутренние лесенки в сенях, в этом случае вынесенных крылец не было.

Чем более обеспечен был хозяин, тем больше в доме было окон. В избе-клети обычно было три-четыре, в пятистенках, крестовиках - от пяти до двенадцати. Из помещений дома наибольшее число окон было в горнице, что отмечалось исследователями и для построек Древней Руси. Много окон выходило на улицу или на южную сторону. В ранних постройках на северной стороне дома окон было мало или не было совсем, в более поздних постройках размещение окон по сторонам света утратило в большой степени свое значение, ее сменила ориентация большинства окон на улицу. Косяки в дверные проемы и рамы в оконные проемы вставлялись в последнюю очередь, когда оставалась только «чистая» работа - «наряд избы» , наличники, карнизы и ставни.

Все окна избы делались косящатые - «колодные» , иногда с полуциркульным верхом, очень нарядные. Делались одинарные, сдвоенные и даже строенные окна. Они могли иметь как сплошные оконные рамы, так и створчатые. Волоковые окна устраивались только в сенях и подклетах. Обычно окна стеклились, а бедные хозяева затягивали обработанной брюшиной. Такое окно служило год-два и делалось вынужденно, если не было средств купить стекло.

Кроме наружных наличников некоторые хозяева из среды старожилов-старообрядцев устраивали и внутренние, как было принято и в XVII в.

Входные двери домов делались одностворчатыми из широких деревянных плах. Внутренние же двери были одностворчатыми или двустворчатыми, а в пятистенках вообще не устраивались, между комнатами оставлялся лишь широкий проем. Двери навешивали с помощью самокованных накладных жиковин.

Хорошим примером жилища, принадлежавшего крестьянину-старообрядцу, является изба в д. Серебренниково Маслянинского р-на Новосибирской обл., построенная в конце XIX в. тремя братьями для своего больного родственника-бобыля. Постройка установлена на основании из четырех бревен и сложена из половинок бревен, имеющих в отрубе диаметр 26–28 см. Лес просушенный, красивого темно-коричневого цвета. Построено очень добротно, крепко. По отзывам теперешних хозяев, в конструкциях дома мало что требовалось ремонтировать, а то, что необходимо было сменить, нелегко было отделить от других конструкций. Полы плотно притесаны, совершенно не рассохлись. Крыша установлена на мощных стропилах толщиной 40 см. Чердак хорошо утеплен большим слоем земли толщиной около полуметра. Дом имеет сени, хозяйственную пристройку и выносное крыльцо с пятью ступенями и площадкой. Крыльцо покрыто двухскатной крышей и сбоку зашито горизонтальными плахами. Другая его сторона примыкает к пристройке, в которую ведет одностворчатая дверь. Входная дверь дома также имеет одну створку. Внутри дома налево от входа поставлена русская печь с подтопком. Изнутри стены были обмазаны глиной и побелены (сейчас - оклеены обоями). На улицу выходят четыре окна с наличниками и коронами. Особенность оформления окон - сложные наличники в интерьере дома. Крыша дома четырехскатная с подшивкой. Ранее она была крыта тесом, а сейчас его заменили шифером. Площадка перед крыльцом устелена крупными каменными плитами неправильной формы.

Типы домов и интерьер

Старожилы-старообрядцы строили избы (четырехстенные дома) с сенями, пятистенки, дома «со связью» и крестовые. Эти типы жилищ были известны с давних времен. Согласно традиции, известной в средневековой Руси, помещения жилища имели разные названия. Комната крестьянского дома с печью носило название избы , излишне напоминать, что это название имеет древнее происхождение. В пятистенках было также парадное помещение - горница (горенка) или комната , где часто ставили галанку (голландскую печь). Большое распространение имели характерные для XVII-XVIII вв. дома «со связью», в которых соединялись через сени отапливаемое помещение с неотапливаемым (изба - сени- горница) или два отапливаемых (изба -сени- изба). Крестовые дома принадлежали зажиточным крестьянам и, кроме избы («кухни») и горницы, имели одну или две «комнаты» и спальню («спаленку» ). В домах также были специальные помещения хозяйственного назначения, со входом из сеней. Это разного рода кладовые и «казенки» . В домах старообрядцев иногда были небольшие специально выгороженные комнатки - «моленны» , где домочадцы проводили время в молитвах. По рассказам старожилов, в просторных сенках проводили много времени. У окон стоял стол с самоваром. Здесь было прохладно и светло. Летом это было место отдыха взрослых и игр детей. Зимой сени использовались для хозяйственных нужд. Собственно, именно так в Древней Руси и понимали назначение сеней.

Устойчивые черты интерьера жилищ средневековой Руси были характерны для домов старожилов-старообрядцев. К ним относятся ограниченность объемов жилищ, единство меблировки и планировки, применение дерева как основного поделочного материала. В лаконизме убранства изб старообрядцев прослеживается и такая древнерусская тенденция как стремление минимальными средствами создать максимальные удобства. Цельность восприятия интерьера достигалась нерасчлененностью пространства помещения, поскольку деление стенками или переборками не практиковалось.

Внутреннее устройство домов старожилов-старообрядцев во многом воспроизводило интерьер древнерусского жилища, так как основными его элементами являлись печь, неподвижная (полати, полки) и подвижная мебель (стол, скамьи, укладки - сундуки, «ящики», ткацкий станок, прялка).

Печь традиционно была и отопительным прибором, и украшением интерьера. В конце XIX - начале XX вв. старожилы-старообрядцы ставили глинобитные («битые» ) или кирпичные печи. Глинобитные печи прочнее и надежнее кирпичных, лучше держат тепло, не отсыревают, разломать их трудно даже ломом. Глину («землю» ) на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Согласно древним традициям старожилы Сузунского и Ордынского р-нов Новосибирской обл. битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы она не трескалась и не отсыревала. В избах печи делались с дымоходом - «по-белому» , печи без дымоходов - «по-черному» в начале XX в. старожилы уже не ставили. В оформлении очага и припечного пространства применялись такие материалы, как глина, дерево, кирпичи. Печи обычно белились, как это делалось и в средневековой Руси . Околопечная конструкция включала печной столб, состыкованный с основной потолочной балкой, матицей, символическое осмысление которой имеет древние корни и связано с понятиями рода и мироустройства.

На стенах избы размещали полки для посуды, крюки-спицы, подвесные крюки - вешалки для одежды, конской сбруи, что было характерно и для древнерусских жилищ. Между печью и стеной избы, над входом, традиционно устраивались полати, где укладывали спать детей. У старожилов под полатями около входа стояла самодельная деревянная или покупная железная кровать с периной - «койка», сменившая широкую деревянную лавку . На такой кровати никто никогда не спал, что весьма удивляло новых людей в деревне, не знакомых с местными обычаями. Иногда такую кровать ставили в горнице (Сузунский, Ордынский, Маслянинский р-ны Новосибирской обл.), в этом случае у входа делали прикрепленную к стене лавку с приставной скамейкой. Бедные хозяева, не имевшие средств на покупку кроватей, ограничивались установкой такой лавки, являющейся видом неподвижной мебели, составлявшей убранство самых старых изб.

С. Герберштейн писал о жилищах средневековой Руси:

«В каждом доме и жилище на более почетном месте у них имеются образы святых, нарисованные или литые; и когда один приходит к другому, то, войдя в жилище, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища, где образ…» .

И точно так же в избах сибиряков-старообрядцев в конце XIX - начале XX вв. почетное место - передний или красный угол , занимали поставцы с образами, у кое-кого были и налои для книг. На навесной треугольный поставец ставили написанные маслом или темперой иконы с образами Христа, Богородицы, святых. Старообрядцы деревень Сузунского, Колыванского р-нов Новосибирской обл. имели литые металлические складни. Вне зависимости от типа планировки, угол с иконами располагался по диагонали от печи, по обычаю с восточной или юго-восточной стороны.

В переднем углу под образами в хорошо освещенном месте ставили стол. Место, занимаемое за столом, - важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре. Место за столом в переднем углу считалось наиболее почетным: оно предназначалось для хозяина или наиболее уважаемых гостей, причем престижность места убывала по мере удаления от переднего угла. Стол считают неотъемлемой принадлежностью дома. Например, при продаже дом обязательно нужно было передавать новому владельцу вместе со столом, покупающий же должен следить за этим, чтобы из дома не ушло счастье (старожилы д. Мереть Сузунского р-на, д. Каргополово Ордынского р-на Новосибирской обл.). Понятно, что в этом случае стол выступает в качестве неподвижной мебели. Если обратиться к временам Древней Руси, то археологами установлено, что, действительно, некоторые столы имели специальную конструкцию с завалинками, их возводили внутри жилого помещения .

Со времен Древней Руси в убранстве домов бытовали скамейки, стульчики (род табурета), колыбели, сундуки, на протяжении веков сохранявшие свои конструктивные особенности. Колыбель представляла собой ящик без дна, согнутый из луба, или раму сбитую из четырех планок, на которые настегивали холст или бересту. Ее подвешивали на гибком шесте - оч/ц/епе, укрепленном под потолком. Старообрядцы сундук назвали ящиком . Не исключено, что это слово сохранилось с давнего времени, поскольку установлено, что древней формой сундука являлся действительно простой деревянный ящик с плоской крышкой и металлическими замками, жестяными полосами, накладками, жиковинами. Подобный был обнаружен, например, в новгородских напластованиях XI в. .

Осветительными приборами во многих старообрядческих семьях были масляные светильники, подсвечники, светцы-лучинодержатели, которые использовали на Руси с раннего времени. В славянском слое Саркела-Белой Вежи была найдена целая коллекция сосудов-светильников, сделанных из горшечной глины , их форма практически воспроизводится в формах масляных светильников крестьян-старообрядцев Верхнего Приобья.

Итак, можно отметить, что в конце XIX - начале XX вв. сибиряки-старообрядцы, проживавшие в селах Верхнего Приобья на всех этапах проведения строительных работ, в применении инструментария, технологических приемах строительства, планировке и организации интерьера жилища сохраняли целый ряд традиций, бытовавших в средневековой Руси.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. РГНФ, 1998–1999, 98–01–00364, «Проблемы изучения традиционной культуры русских крестьян Сибири методами этнографии и лингвистики».
  2. Назиратель. М., 1990. С.208.
  3. Там же. С.190.
  4. Таблица заполнена на основании следующих данных: Рыбаков Б. А. Ремесла Древней Руси.М., 1948. С.182–184, 407–412, Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. М., 1981. Ч. 2. С.12, 80–83, 141–142; Материалы Западносибирского этнографического отряда 1995–1998 гг.
  5. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. М.: Книга, 1990. С.66.
  6. Археология: Древняя Русь: Быт и культура. М.: Наука, 1997. С.9.
  7. Возможно, слово «койка» - это искаженное «коник», широкая лавка в русской избе, располагавшаяся около входа параллельно печи и традиционно принадлежавшая хозяину дома, на которую неприлично было садиться женщинам. Можно предположить, что койка «заместила» коник, фактически заняв его месторасположение и превратившись в элемент парадного убранства, который совершенно не используется в утилитарном смысле.
  8. Герберштейн С. Записки о московских делах. СПб., 1908. С.86, 87.
  9. Археология: Древняя Русь: Быт и культура… С.10.
  10. Археология: Древняя Русь: Быт и культура… С.13.
  11. Там же.

Поддержите нас

Ваша финансовая поддержка направляется на оплату хостинга, распознавание текстов и услуги программиста. Кроме того, это хороший сигнал от нашей аудитории, что работа по развитию «Сибирской Заимки» востребована читателями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: