Профессиональное самоопределение школьников. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие Социология Т. Парсонса

Глава 1 Биография Т. Парсонса, основные этапы жизни, научной деятельности. Значение Т.Парсонса для мировой социологии.

Биография Т. Парсонса, основные этапы жизни, научной деятельности.

Толкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог, один из самых значительных социологов второй половины XX в., выдающийся представитель структурного функционализма. Родился в семье пастора в 1902 г. в г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). Несмотря на то, что в детстве он очень усердно занимался биологией и видел свою дальнейшую жизнь связанную исключительно с медициной, Парсонс стал таким великим социологом. Определенный интерес к общественным наукам возник у него практически на последнем курсе под влиянием экономиста» Уолтона Хамилтона. Как это бывает нередко, помог случай, который направил Парсонса к смене деятельности интеллектуальных занятий. В конце предыдущего года обучения уволили президента колледжа, а вслед за ним многие преподаватели, чьи курсы планировал посещать Парсонс. Именно эти события приводят Парсонса в Лондонскую школу экономики.

С определенным усердием и старание учился он в Лондонской школе экономики, Гейдельбергском университете. С осени 1927 года преподавал социологию в Гарвардском университете. Был президентом Американской социологической ассоциации и Американской академии искусств и наук. В своих трудах он опирался на идеи Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления.



В свое время Парсонс был одним из основоположников школы структурно-функционального анализа в социальной теории. Пытался создать всеобщую теорию социального действия, которая охватила бы всю социальную действительность и все виды социальных действий людей.

Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимовыгодные отношения и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение». Он утверждал что только приверженность общим ценностям обеспечивает порядок в обществе. Свои взгляды он рассматривал на основе коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт на основе нормативных правил”.

Этапы научной деятельности. Первые работы.

Когда он перешел на факультет социологии, то погрузился в изучение социологических основ мотивации. Поначалу она была ему интересна в связи с экономической проблематикой, но затем он отклонялся в чисто социологическую сферу. Спустя некоторое время появились его статьи: "Место основополагающих ценностей в социологической теории" (1935 г.), "Г.М.Робертсон о Максе Вебере и его школе" (1936 г.), и уже в 1937 году публикуется его первый фундаментальный труд "Структура социального действия". В это время ему было всего 35 лет, а по его собственному убеждению «ученый-гуманитарий, включая и представителей социальных наук, по-настоящему складывается только к сорока годам». По его убеждению этим гуманитарии и отличаются от математиков или физиков, которые, если не сделали что-то выдающееся и исключительное к тридцати годам, вряд ли уже создадут что-либо стоящее и производящее фуррор. Парсонс уменьшил для себя этот срок благодаря своей неимоверной трудоспособности и что не менее важно трудолюбию. За пару лет он сумел освоить все более или менее значимое, что удалось сделать в социологии до него. И впрочем не только освоить, но и построить свои собственные концепции, для которых чужой материал был необходим так же, как фундамент дому. Стоит впрочем отметить, что изначально "Структура социального действия" задумывалась как обзор нескольких крупных социологических теорий. Авторы выбирались, как признавался сам Парсонс случайно. Вот как он определяет этот выбор: "В основе лежал факт, что все они различным образом касались сферы экономических проблем, связанных с объяснением некоторых основополагающих характеристик современного экономического порядка: "капитализма", "свободного предпринимательства", "экономического индивидуализма", как их по-разному называют"”. Кроме этого содержательного критерия был еще и временной: все выбранные Парсонсом для анализа социологи работали в конце XIX - начале XX вв. Более ранних авторов Парсонс из своих убеждений не брал.

Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии по его мнению нужно считатьсистему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции. Более подробно рассмотрим подсистемы в следующей главе.

Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) - влиятельный американский просветитель и реформатор, основоположник профориентации (1854-1908).

Написал несколько книг по социальному реформаторскому движению и несколько статей, связанных с суфражистками (1), налогообложением и образованием. Однако Парсонс наиболее известен в области профориентации, помогающей людям делать выбор профессии и строить карьеру. (Zunker, 2002)

Фрэнк Парсонс родился 14 ноября 1854 года в штате Нью-Джерси. Произошёл из семьи, имеющей английские, шотландские и ирландские корни. Поступил в Корнельский Университет в возрасте 15 лет, блестяще окончив его спустя три года и получив диплом инженера-строителя. Работал на железной дороге в качестве инженера до тех пор, пока та не обанкротилась. Тогда Парсонс занялся преподавательской деятельностью в школе в штате Массачусетс. Там он преподавал историю, математику и французский язык. Затем он решил, что ему необходимо высшее юридическое образование, и проходил обучение в течение трёх лет. В 1881 году Парсонс получил диплом и возможность заниматься юридической практикой в штате Массачусетс. Молодой специалист занялся юридической практикой в Бостоне, но это занятие не приносило ему удовлетворения. Тогда он занялся разработкой учебников по праву. В процессе подготовки раздела по социальной философии, Парсонс изучил большое количество литературы на эту тему и приобрёл много влиятельных знакомых среди политических и общественных деятелей, что помогло ему в дальнейшей карьере. Его лекции по английской литературе, которые он читал в течение нескольких лет в «Христианской Ассоциации Молодых Людей» YMCA (Young Men’s Christian Association), были весьма успешными. На основе этих лекций Парсонс написал «Лучшие книги», и это произведение имело мировой успех (1889).

В 1892 году он стал преподавать в Юридической Школе Бостонского Университета, чем занимался до 1905 года. Его преподавательская деятельность также включала в себя преподавание и Канзасском государственном аграрном колледже. С 1897 по 1899 год, продолжая при этом работать в Бостоне, Парсонс одновременно работал в нём, занимая профессорскую должность. Когда в результате смены администрации он и его коллеги были вынуждены уйти из колледжа, они основали Колледж социальных наук Колледж Раскина. Парсонс работал там в качестве декана и профессора.

После того, как это предприятие провалилось, Парсонс вернулся в Бостон. Он проявил глубокий интерес к причинам многочисленных реформ и путешествовал по Америке и Европе. Им были внесены предложения по улучшению кадровой политики в самом современном универмаге в Бостоне «Filene». Также он участвовал в создании "Дома обслуживания граждан», который основала известный филантроп г-жа Куинси Агассис Шоу в 1901 году в Бостоне. Дом был создан для того, чтобы дать возможность иммигрантам и молодым людям, ищущим работу, получить образование. Позже, в 1905 году, Парсонс помог организовать одну из программ «Дома обслуживания граждан», которая называлась «Институт выживания» и стал её руководителем. Целью этой программы было предоставление возможности получения образования и диплома для беднейших слоёв населения (Zunker, 2002).

Первым шагом к главному делу своей жизни, созданию «Бюро по выбору профессий» Парсонс сделал, выступив с лекцией под названием "Идеальный город" в Экономическом клубе в Бостоне (предположительно в 1906 году). В ней он изложил необходимость оказывать молодежи помощь в выборе профессии. Парсонсу предложили читать подобные лекции в выпускных классах школ по вечерам. Оказалось, что эти лекции были настолько актуальны, что многие из выпускников школ обращались к Парсонсу с просьбой о личной консультации. Тогда Блумфилд, будучи директором «Дома обслуживания граждан», попросил Парсонса разработать план системы профессиональной ориентации.

Парсонс подготовил предложение по Бюро и представил его к миссис Шоу, которая одобрила проект и обещала финансовую поддержку. Попечительский совет «Бюро по выбору профессий» состоял из самых прогрессивных граждан Бостона: профсоюзных лидеров и президентов колледжей, успешных людей из мира торговли, искусства и издательской деятельности; государственных чиновников и религиозных лидеров. Ими была провозглашена цель Бюро: "Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».

«Бюро по выбору профессий» было открыто 13 января 1908. Первоначально оно состояло из Фрэнка Парсонса, как директора и научного руководителя, а также из нескольких консультантов. Отличительной чертой Бюро было то, что все его услуги были абсолютно бесплатны. Девять месяцев спустя Парсонс использовал Бюро для подготовки молодых людей в качестве консультантов и управляющих для школ и колледжей «Христианской Ассоциации Молодых Людей» (Young Men"s Christian Association (YMCA) - одна из крупнейших молодёжных организаций в мире. Миссия организации отражена в эмблеме - равностороннем треугольнике, символизирующем гармоничное развитие интеллектуальной, физической и духовной сторон человека).

1 мая 1908 года Парсонс выступил с лекцией, которая сильнейшим образом повлияла на развитие профориентации. Лекция представляла собой доклад, в котором были описаны процедуры консультирования 80 мужчин и женщин, обратившихся за помощью в бюро по выбору профессии. Но вскоре, 26 сентября 1908 года, Фрэнк Парсонс умер, едва начав дело своей жизни. Его труд «Выбор профессии», был опубликован в мае 1909 года.

Парсонс сделал огромный вклад в создание и развитие профориентации, разработав основной принцип помощи выбора профессии. Он состоит из трёх частей:

  • Во-первых, четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
  • Во-вторых, знание требований и условий для достижения успеха требований и условий успеха, преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
  • В-третьих, правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов (Parsons, 1909, стр. 5).

По словам Парсонса, идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т.д.) для получения наилучших условий профессионального успеха. Принцип Парсонса впоследствии стал основой современной теории черт и факторов в профориентации.

В своей работе бюро руководствовалось следующими принципами:

  • Выбор профессии по значимости можно приравнять к супру-жескому выбору.
  • Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный слу-чай.
  • Никто не должен выбирать профессию без тщательного раз-мышления и без опоры на профконсультанта.
  • Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
  • Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак-торы успешного выбора и мир профессий.

Первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации была созвана в Бостоне в ноябре 1910 года. Несколько сотен делегатов из 35 городов приняли в ней участие. На конференции были провозглашены принципы, которым придерживаются в Америке и сто лет спустя:

  • Престиж работы, полезной для общества.
  • Начальная школа не должна нацеливать на конкретную профессию, но развивать кругозор.
  • Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
  • Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.

Несколько лет спустя Бостонским школьным комитетом была создана первая сертифицированная программа для консультантов, и в конечном итоге эта программа была адаптирована Гарвардским университетом в качестве первой образовательной программы для консультантов на базе колледжа (Schmidt, 2003). Кроме того, глава школ Бостона дал указание 100 учителям начальной и средней школы стать профессиональными консультантами. Этот факт стал известен как бостонский план. В течение нескольких лет школы по всей стране последовали их примеру.

Специалисты по истории профориентации считают, что Фрэнк Парсонс, несомненно, является основателем профессиональной ориентации. Но без участия группы людей, являющихся наиболее прогрессивными мыслителями и практиками Бостона того времени, это было бы затруднительно. Эта группа людей, включающая в себя такие имена, как Элбертсон, Уилер, Блумфилд, Гануш, Шоу, Филин, Брукс, вместе с Парсонсом, сделали равный вклад в становление того, что сейчас называется "профориентация", являющейся центральным элементом профессиональной идентичности (Bruer, 1942).

Статью подготовила Евгения Никифорова, менеджер проектов ООО "Бюро профориентации"

1 - суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в политической и экономической жизни в целом.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

http://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Parsons

Frank Parsons and the Progressive Movement by Donald G. Zytowski (http://findarticles.com)


Теория профессионального развития Д. Сьюпера
Американский ученый Д. Сьюпер считает, что консультация стала необходима только тогда, когда у молодежи появилась свобода выбора профессии. Это оказалось возможным вследствие появления многообразия профессий и специальностей, а предлагаемое разнообразие профессиональных образовательных возможностей делает эту свободу реальной. Наряду с этим глобальные процессы демократизации благо­приятствуют признанию и развитию индивидуальных возможностей, интересов, способностей.

Д. Сьюпер отмечает, что на определенном жизненном этапе человек, выходящий на рынок труда или выбирающий вид профессиональной подготовки, пытается реализовать «Я-концепцию». Таким образом, Д. Сьюпер рассматривает выбор профессии через реализацию «Я-концепции», а профессиональное развитие - как составную часть общего развития личности. Он предлагает трактовать профессиональное развитие в соответствии с пятью возрастными этапами:

этап роста: от рождения до 14 лет (развитие интересов, способностей и других индивидуально-психологических особенностей);

этап исследования: от 14 до 25 лет (апробация своих сил во внешкольной профессиональной деятельности, на временной работе и т. п.);

Этап утверждения: от 25 до 44 лет (целенаправленное профессиональное образование и упрочение своих профессиональных позиций);

Этап поддерживания: от 45 до 64 лет (сохранение устойчивого положения в профессиональной деятельности);

Д. Сьюпер подчеркивает важность понимания консультантом положительной «Я-концепции» клиента, указывает на значительную роль не только способностей, но и ценностей клиента в правильном профессиональном выборе. Он считает весьма важным довести до сознания клиента соответствие выбираемых способов поведения и развития его жизненному этапу. Уровня профессиональной зрелости, по мнению Д. Сьюпера, человек достигает, проходя последовательно через все жизненные этапы.

В свою очередь, оценивая степень профессиональной зрелости клиента, консультант должен определить, к какого рода решениям относительно своего профессионального пути или образования готов в данный период клиент

Работа в жизни современного человека играет неоднозначную роль: для одних она средство выживания, для других - способ достижения какого-либо положения в обществе, самореализации. Однако, как замечает Д. Сьюпер, профессиональная деятельность для многих людей не может являться сферой самореализации личности. Все это отразилось на организации процесса профконсультации, ориентированной на запросы личности.

Вызывает интерес концепция Д. Сьюпера, которую он представил в виде «радуги жизненных карьер». Д. Сьюпер определил понятие «карьера» в его самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни. В профессиональном консультировании, по мнению Д. Сьюпера, надо проявлять заботу о развитии личности и уделять внимание «Я-концепции», анализу чувств и мыслей клиента о приоритетности роли работника по сравнению с другими жизненными ролями.
^ Теория личности в профессии Дж.Голланда
В своей концепции Голланд объединил теорию личности с теорией выбора профессии.

Выбирая между доминантами интеллектуальных и личностных качеств, Дж.Голланд отдает предпочтение качествам личности, считая, что профессиональный выбор и успешность профессиональной деятельности человека обусловливаются прежде всего такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения и т.п. в свою очередь именно уровень развития направленности определяет уровень развития и содержательные характеристики интеллектуального потенциала человека.

Далее на основе выявленных им ведущих компонентов личностной направленности - интересов и ценностных ориентации - Дж. Голланд создал типологию личности, которая и используется в целях профконсультации. Теоретическая модель каждого из выделенных Дж. Голландом типов личности описывается по схеме: цели, ценности, «Я-образ», образовательные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь.

Дж. Голланд описал по этой схеме 6 типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический. Исследователь предложил тест по определению типа личности. Обоснованием для теста Дж. Голланда выступают следующие положения:

1) большинство людей можно отнести к тому или иному типу, поскольку у них преобладают и ярко выражены соответствующие черты;

2) изредка встречаются люди, у которых черты нескольких разных типов представлены примерно одинаково, такой смешанный тип скорее исключение из правил, чем статистическая норма;

3) можно описать модель личности человека, ранжируя в порядке убывания проявления типологических особенностей.

Основная идея профконсультирования Дж. Голланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, а следовательно, и удовлетворенность своим профессиональным трудом, определяются прежде всего тем, в какой степени тип личности профессионала соответствует типу профессиональной среды. Профессиональная (а точнее, организационная) среда сегодня все чаще рассматривается как один из наиболее мощных факторов профессионального (или организационного) поведения человека.

^ Профессиональная среда, по утверждению Дж. Голланда, - это определенное социальное окружение, которое создается личностями с общими или схожими взглядами и наклонностями, реакциями и предпочтениями. Тип профес­сиональной среды зависит от того, какого типа личности в ней преобладают. Соответственно Дж. Голланд описывает реалистичную, интеллектуальную, социальную, конвенциональную, предприимчивую и артистическую профессиональную среды.

Дж. Голланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды.

Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.
^ Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга
В своей теории Эли Гинзберг обращает свое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процес с, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии.

1. ^ Стадия фантазии продолжается у ребенка до 11 -летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений.

^ 2. Гипотетическая стадия длится с 11 -летнего до 17-летнего возраста и подразделяется на 4 периода. В период интереса, с 11 до 12 лет, дети делают свой выбор, главным образом, руководствуясь своими склонностями и интересами. Второй период - способностей, с 13 до 14 лет, характеризуется тем, что подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки, и начинают думать о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются «примерить» те иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной профессией требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Последний, четвертый период, - это переходный период (около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания школы.

3. ^ Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное решение - выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17- 18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности, и период специализации, когда общий выбор уточняется выбором конкретной узкой специальности.

Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течение всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжение всей трудовой деятельности. Ряд людей вынуждены по социальным и прочим причинам менять свои профессии в течение всей жизни, но существует группа людей, которые самопроизвольно меняют профессии из-за особенностей личности или из-за того, что слишком ориентированы на удовольствия и это не позволяет пойти на необходимый компромисс.

^ Теория черт Ф.Парсонса
Психологическая теория профессионального выбора в русле подходах позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 г. Ф. Парсонсом. Это направление имеет самую богатую историю, да и в настоящее время оно не торопится уступать свои позиции. Основанием такого традиционного подхода является дифференциальная психология с ее психометрическими понятиями и методами, однако система собственных постулатов данного направления имеет определенную независимость от этих оснований.

В 1909 г. Ф. Парсонсом были сформулированы следующие посылки:

а) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;,

в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

По мере развития общей теории психологического тестирования менялись методологические основания данного направления. Неизменным оставалось главное положение - проблемы профессионального выбора решаются «встречей» личностной структуры и структуры профессиональных требований, а задача профконсулътации - на основе тестирования осуществлять прогноз того, какая профессия принесет для конкретного индивида большую удовлетворенность и успешность.

Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонс выделяет прежде всего осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.

Ученые, работающие в русле теории черт и факторов, внесли большой вклад в развитие профориентации и исследования в области профессионального выбора. Именно с помощью этой теории были выдвинуты принципы, объясняющие феномен выбора профессии. С целью практической реализации этих принципов разрабатывались и продолжают разрабатываться методы диагностики, методы и системы консультационной и коррекционной работы. С данным подходом связана и разработка системы инфор­мационной работы, звенья структуры профориентационной работы в стране.

В русле именно этой теории накоплен и проанализирован большой материал по изучению профессий и факторов их выбора. Разработаны классификации мира профессий, проведены исследования по изучению отдельных профессий и их групп с целью составления профессиограмм. Разработаны принципы и схемы проведения профессионального отбора и подбора.

Но все это направлено на помощь лишь при первом выборе профессии и не рассчитано на те случаи, когда человек может неоднократно менять профессию или специализацию. С другой стороны, первый выбор профессии связан с выбором общего жизненного пути, и его сложно совершить, не умея принимать решения и выстраивать жизненную перспективу. Следовательно, необходимым условием для выбора профессии является зрелость личности, в том числе профессиональная зрелость.
^ Личностно-деятелъностный подход А. Н. Леонтьева
. Для целей профконсультации особенно ценно то, что А. Н. Леонтьев рассматривает деятельность как систему, включенную в систему отношений общества, подчеркивая при этом, что деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от выпадающих на ею долю условий, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Характер и особенности деятельности определяются потребностями и мотивами человека, а ее структура обеспечивается определенными действиями и операциями. Таким образом, удобно рассматривать в деятельности две стороны: мотивационно-потребностную и операционально-техническую.

^ Мотивационно-потребностная сторона деятельности может описываться через систему потребностей и мотивов, в которых эти потребности конкретизируются. То, что займет место стержневых, ведущих мотивов, по утверждению А. Н. Леонтьева, должно приобрести для человека личностный смысл.

Широко распространено ошибочное мнение, согласно которому то, что признано другими как имеющее важное значение (будь то событие, или вещь, или правило), обязательно будет иметь такое же важное значение для каждого. Однако если, например, руководитель считает поставленную перед ним и его сотрудниками задачу срочной и ответственной, то это еще не означает, что так же будет считать каждый из его сотрудников.

Событие лишь в той степени признается человеком как имеющее большое значение именно для него, в какой оно приобретает для него личностный смысл. Личностный смысл, согласно А. Н. Леонтьеву, выражает отношение человека к осознаваемым им явлениям.

Отношение человека к явлению и объективная важность этого явления могут не совпадать. Точно так же могут не совпадать (и очень часто не совпадают) значение и смысл в сознании человека. Можно признавать важность какого-то полезного совета (например, что курение является вредной привычкой), но до тех пор, пока этот совет не приобретет для человека определенный смысл, он не будет ему следовать (вряд ли те, кто курят, не знают о том, что это вредная привычка).

Иллюзию совпадения смысла и значения называют крупнейшим недоразумением в психологии. Так, например, под влиянием этой иллюзии находится большинство руководителей, не задумывающихся над тем, что важное значение для сотрудника реально приобретает лишь то, к чему у него будет сформировано соответствующее отношение. Лишь будучи осознано человеком как «значение для меня», событие становится мотивом его деятельности.

Соответственно, вместе с появлением личностно-смыслового отношения у человека изменяется степень активности, повышается или снижается заинтересованность, формируется или ослабевает готовность к действиям и т. д. Толь­ко тогда руководителю станет ясно, можно ли полагаться на этого сотрудника, с какой степенью ответственности он отнесется к заданию, насколько старательно будет его исполнять.

Итак, любая задача или деятельность мотивирует человека лишь в той степени, в какой она приобретает для него личностный смысл. При этом человек может соглашаться, понимать и признавать большое значение данной деятельности, но эта позиция так и останется лишь на уровне деклараций.

Реально действующими могут быть лишь мотивы, в основе которых лежит отношение, суть которого может быть выражена так: «Это имеет значение для меня».

Развивая идеи А. Н. Леонтьева, Б. С. Братусь указывает, что обнаруженный и описанный ими механизм, который лежит в основе развития личности в ходе всей жизни, - это закономерно возникающее (созревающее) в ходе движения деятельности противоречие между двумя ее основными сторонами: мотивационной (смысловой) и познавательной (операционально-технической). Переломы и сдвиги в развитии, считает он, возникают именно тогда, когда появляется и заявляет о себе несоответствие между наличными возможностями (то есть областью знаний и умений) и системой смысловых связей с миром.

Применительно к профессиональному развитию человека такой личностно-деятельностный подход представляется очень продуктивным. Он позволяет рассматривать процесс изменений в человеке, происходящих под воздействием возраста и профессионализации, как периодическую смену периодов относительного соответствия и несоответствия мотивационно-потребност-ной и операционально-технической сторон его профессиональной деятельности и поведения.

Период относительного соответствия - это время в жизни человека, когда он в целом удовлетворен своей сложившейся профессиональной ситуацией: он согласен делать то, что от него требует ситуация, и это у него получается, то есть имеет место согласование «надо» - «могу» - «хочу». Это период, когда формируется и активно используется индивидуальный стиль деятельности, а также постоянно востребован и открыт к обогащению опыт (причем, как правило, преимущественно профессиональный, а не жизненный). В это время человек хорошо осознает и постоянно подтверждает свою профпригодность, его соответствие занимаемому рабочему месту очевидно, а профессиональная компетентность и мастерство соответствуют возлагаемым на него профессиональным функциям. Можно определить это время жизни как период наибольшего профессионального благоприятствования личностному росту и самореализации человека.

Динамика мотивационно-потребностнои сферы, однако, не позволяет рассчитывать, что этот период относительного соответствия неизбежно наступает независимо от усилий человека. Изменения мотивационно-потребностнои сферы проис­ходят под влиянием многочисленных факторов, как зависящих, так и не зависящих от субъекта. К ним можно отнести:

Требования социальной среды;

Освоение иной возрастной субкультуры;

Факторы организационного развития;

Профессиональные традиции развития карьеры и т п.

Воздействие этих и других факторов приводит к тому, что одни мотивы и ценности обесцениваются, а другие приобретают личностный смысл.

Такие изменения неизбежно влекут за собой изменения в операционально-технической сфере. Только осваивая новый опыт, пересматривая старый, сложившийся, переструктурируя его с учетом новых задач, можно опять привести в соответствие мотивационно-потребностную и операционально-техническую стороны профессиональной деятельности и поведения.

Гриншпун С. С.Профориентация как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в США в начале прошлого века. Бурный рост промышленного производства требовал повышения удельного веса квалифицированного труда рабочих, основывающегося на общеобразовательной и специальной подготовке. Для решения этой проблемы в г. Бостоне в 1908 г. Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Его отличительной особенностью являлось то, что оно не направляло подростков на работу, а лишь давало совет по выбору профессии. Ф. Парсонс проводил обследование учащихся с помощью анкетирования и тестирования, детально изучал полученные данные о подростках и сопоставлял их с требованиями той или иной профессии. На основе полученных выводов он проводил индивидуальные консультации.
Ученым была разработана концепция "Черта-фактор", суть которой заключалась в том, что у каждого человека есть определенные индивидуальные черты, отличающие его от других людей. В то же время любая работа может выполняться лишь с учетом определенных производственных факторов, характерных для той или иной профессии. Необходимо, чтобы черты личности соответствовали тем факторам, которых требует та или иная профессия. Так, например, человек, обладающий такими характеристиками, как разговорчивость, быстрота реакции, доброжелательность, соответствует профессии продавца, а задумчивый, исполнительный, тихий человек может стать бухгалтером или библиотекарем.

Идеи Ф. Парсонса были привлекательны для развивающейся экономики США, так как они способствовали снижению социальных конфликтов, связанных с безработицей, а также привлекали внимание педагогов и промышленников к тому, что необходимо в совокупности учитывать черты личности и производственные факторы. Его идеи были отражены в учебных программах различных учебных заведений. Почти до 1950-х гг. это был единственный научный подход к трудовой подготовке и профориентации молодежи в США. На основе данной концепции было сформулировано определение профориентации: "Профессиональная ориентация - это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела".
В ходе профконсультации осуществлялся также профотбор, т.е. распределение молодых людей по различным областям трудовой деятельности, целью которого было принятие на работу тех кандидатов, которые в наибольшей степени подходят по своим физическим и психологическим качествам к занятию тех или иных конкретных должностей. Профотбор - это "процесс выбора из группы кандидатов на определенную должность тех лиц, от которых молено ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения данной работы".

Дальнейшие исследования показали, что Ф. Парсонс предположил несколько упрощенный взгляд на человека и его профессиональную деятельность. Необходима продолжительная заинтересованность работника в его деле, от этого во многом зависит производительность труда. Другими словами, надо было разрабатывать новые подходы, которые бы способствовали развитию заинтересованного отношения личности к труду.
В 50-х гг. прошлого века в США была разработана новая концепция профориентации - теория профессионального развития; ее автор - А. Маслоу . В этой теории выдвигается идея так называемой самоактуализации человека. Под последней понимается желание личности совершенствоваться, стремление проявить себя на деле, найти практическое применение своим возможностям. Эта весьма продуктивная концепция получила дальнейшее развитие в работах Э. Гинсберга, С. Гинсбурга, С. Аксельрода, Дж. Херма (социолог, психолог, врач и экономист). Они выделили три последовательных возрастных этапа в подготовке к выбору профессии: до 11 лет - время "фантазий", от 11 до 17 лет - годы так называемых пробных выборов, 17 - 18 лет - период реалистических решений. Первые представления о будущей профессии, по мнению ученых, часто возникают у ребенка задолго до зрелости. Затем они поддерживаются его интересами, склонностями, способностями. Далее все большее значение приобретают социальные ориентации на профессию. Ко времени вхождения в мир труда молодой человек должен реалистично оценивать все эти моменты и соотносить их со своими возможностями. Авторы данной периодизации подчеркивают важную роль воспитательного воздействия педагогов и собственной активности учащихся.
Большой вклад в дальнейшее развитие концепции профессионального становления внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса взросления ребенка, по мере которого усиливается его связь с реальной действительностью. Ученый выделяет несколько качественно отличных этапов профессионального развития. По его мнению, на каждом из них необходим свой подход к содержанию подготовки. В 1952 г. Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую теорию профессионального развития . В основе ее лежат следующие положения:
- люди отличаются друг от друга по способностям и интересам;
- они обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;
- каждая профессия предъявляет свои требования к личности. Личность должна отвечать этим специфическим требованиям, проявлять упорство в развитии необходимых навыков и умений, а также учиться взаимодействовать с другими людьми в труде;
- предпочтение человеком определенной профессии, его компетентность, общение на работе, профессиональный рост - все подвержено изменениям, кроме желания утвердить свое "Я". Все это позволяет сказать, что вхождение в профессию - самоутверждающий, изменчивый и длительный процесс, который может быть разделен на стадии жизни;
- тип карьеры определяется социально-экономическим статусом семьи молодого человека, его умственными способностями и личностными чертами, а также наличием возможностей для раскрытия своих талантов;
- развитием в рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя формирование интересов и склонностей к профессии, помогая соотнести личностные качества с ее требованиями в процессе утверждения своего "Я";
- процесс профессионального развития в сущности есть становление и утверждение своего "Я". Это своего рода компромисс между индивидуальными и социальными факторами;
- компромисс между индивидуальными и социальными факторами есть принятие ролей. Роль может разыгрываться на уровне фантазии ребенка, в процессе деловых игр, в период трудовой практики на предприятии, а также в реальной трудовой деятельности;
- удовлетворение работой и жизнью зависит от степени адекватности личностных качеств и ценностных ориентации тем возможностям, которые предоставляет профессиональная деятельность человеку.
Положения теории Д. Сьюпера свидетельствуют о том, что профессиональное развитие - длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру . Оно складывается из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обусловливается не только наследственными факторами, но и влиянием среды, воспитания, накопленным опытом, т.е. совокупностью всех воздействий и испытаний, переживаемых субъектом в каждый момент развития. Для того, чтобы добиться успешного профессионального созревания личности, необходима, по мнению ученого, строгая преемственность всех воспитательных воздействий, специфичных для каждого возрастного этапа. Д. Сьюпер стремился показать, как складывается самосознание на каждом из них, какие факторы оказывают преимущественное влияние, а также ответить на вопрос о том, какова роль профессионального руководства в тот или иной период взросления.

На основе концепции Д. Сьюпера в США было разработано положение о школьной службе профессионального руководства (guidance) или профессиональной консультации. Смысл последней заключается в том, чтобы помочь учащемуся выбрать сферу профессиональной деятельности, совместно с ним разработать план подготовки на каждом возрастном этапе и добиться его реализации. В этой связи важна роль профконсультанта, который помогает молодому человеку сориентироваться в сложном изменяющемся мире профессий, а также разобраться в своих интересах, склонностях, способностях, социальных установках.
Профессиональное консультирование в школах США осуществляется на протяжении всех лет обучения ребенка. В 1981 г. был принят закон о профессиональной консультации в начальной школе . В нем указывается, что центральной фигурой при ее проведении должен быть специалист, имеющий соответствующую подготовку: обладающий знаниями по возрастной психологии и теории обучения, широко образованный и способный давать советы по разнообразным вопросам, интересующим учащихся, имеющий опыт координации деятельности учащихся, учителей и родителей.
Работа консультанта в начальной школе затрагивает не только вопросы профессиональной ориентации. У детей возникают трудности, которые они не в силах преодолеть самостоятельно и которые оказывают существенное влияние на качество обучения. Например, переезд семьи на новое место жительства приводит к смене школы, и в новом учебном заведении ребенок испытывает психологический дискомфорт при адаптации в незнакомом коллективе. Глубоко травмирует психику ребенка и развод родителей или употребление ими алкоголя и наркотиков. Все эти и многие другие проблемы учащихся консультант должен заметить как можно раньше и в пределах своих возможностей не допустить их обострения и отрицательного влияния на учебу. В своей деятельности он использует различные психолого-педагогические методы: проводит анкетирование и тестирование по выявлению интересов и склонностей учащихся; в ходе бесед уточняет и конкретизирует их, а также намечает индивидуальные планы подготовки к следующей ступени профессионального развития. С учащимися, у которых наблюдаются различные трудности в учебной деятельности, консультант работает отдельно, обсуждает с родителями этих детей и педагогами школы проблемы их обучения и воспитания.

Консультант знакомит учащихся с огромным миром профессий и путями их получения . С этой целью он помогает им найти объективную информацию о содержании профессий и соответствующих им требованиях к специалистам.
В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей.
На каждого учащегося профконсультант заводит отдельное досье. При сборе данных он обращается к педагогам и родителям школьников. В досье выделяются следующие разделы: успеваемость; результаты школьных тестов; социальное положение учащегося; сведения о его семье; перечисление "любимых" и "нелюбимых" школьных предметов; способности, интересы, склонности; физические данные, состояние здоровья, индивидуальные особенности учащегося; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы по профессии. Это досье может быть, с согласия учащегося, передано в службу занятости, если он будет искать работу с ее помощью после окончания школы.
Профориентационная работа с учащимися не ограничивается только школьной службой. Система профориентации и трудоустройства молодежи в США характеризуется множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации. По Конституции США вопросы образования не входят в компетенцию федерального правительства. Руководство работой школ, а также все школьное законодательство находятся в ведении соответствующих органов штатов. Каждый штат разделен на школьные округа. Во главе округа стоит школьный комитет из 5 - 7 человек, избираемый местным населением на 3 - 4 года. К его компетенции относятся все вопросы, касающиеся организации учебного процесса, а именно: утверждение учебных планов и программ, набор учащихся, распределение школьного бюджета, прием и увольнение учителей. Контролирует работу школьных комитетов соответствующее ведомство просвещения штата. В каждом штате действуют свои учебные планы и программы. В ведомстве просвещения штата один из сотрудников занимается вопросами профориентации, именно он и координирует эту работу во всех школьных округах.
В организационную структуру профориентационной работы с молодежью входят также государственные и частные службы занятости . Первые - биржи труда - находятся в подчинении Министерства труда. Оперативное руководство их деятельностью осуществляется властями штатов. Службы занятости осуществляют посреднические функции при трудоустройстве молодежи и взрослых. Они предоставляют услуги по профконсультированию и тестированию лицам, ищущим работу; по запросам предпринимателей представляют кандидатов на имеющиеся вакансии. Кандидатам предлагается дополнительная информация о состоянии рынка труда и о вакансиях на других предприятиях. Валено, чтобы у них был выбор и возможность устроиться на работу с учетом оплаты, условий труда и места жительства.

В современной профориентационной работе профконсультанты обычно опираются на знаменитую формулу выбора профессии Е. А. Климова "Хочу - Могу - Надо". Выбор профессии будет оптимальным, если в нем сочетаются и желания субъекта выбора профессии, и его способности (возможности), и потребности общества в профессиях того или иного рода. Психодиагностика может помочь профконсультанту в работе с "Хочу" (выявление интересов и склонностей) и "Могу" (выявление способностей).

Исторически именно диагностика способностей длительное время оставалась центральным звеном в проведении профконсультационной работы как со старшеклассниками, так и со взрослыми людьми. Начиная с 1849 г., когда во Франции было опубликовано "Руководство по выбору профессии", постепенно стала формироваться и развиваться профориентация. Стали появляться первые диагностические методы, направленные на изучение способностей. Возникают частные службы по профориентации в Англии, США и Франции.

Открывались психологические лаборатории, разрабатывающие:

Концепции профориентации,

Требования, которые предъявляют профессии к человеку,

Конкретные диагностические приемы.

Тем не менее, в период зарождения профориентации не только способности были предметом изучения. Американец Ф. Парсонс разработал так называемую трехфакторную модель профориентации. Его главная идея состояла в выделении трех фаз профориентационной работы:

1) изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;

2) изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;

3) сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии.

Примерно до 1950-х годов выбор профессии рассматривался таким вот довольно схематическим образом: как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход даже получил название "диагностического". Его отнесли к разряду директивных форм профконсультации.

Основным недостатком такого подхода был уклон в "неизбежность": если алгоритм говорил, что человек должен работать по такой-то профессии, значит он должен по ней работать. Игнорировалось и то, что мир современных профессий очень динамичен, и то, что личность человека тоже постоянно меняется, и возможные ошибки в процессе диагностики. В конце концов, любой более-менее здоровый человек при большом желании может освоить большинство из современных профессий, невзирая на отсутствие талантов. Но влияние способностей было почти абсолютизировано.

Любое диагностическое испытание констатирует "срез развития" на данный момент. Оно не дает оснований строить долговременный прогноз, потому что на развитие человека оказывает влияние множество факторов, в том числе совершенно случайных.

Тот же Е. А. Климов ввел понятие "индивидуальный стиль деятельности". Он показал и доказал, что при весьма разных способностях и вообще личностных качествах эффективность труда может быть примерно одинаковой. Человек, как существо разумное, обладает возможностью подстраиваться под условия труда. Если флегматик, например, водит машину более спокойно и уверенно, нежели меланхолик, зато последний тщательнее готовится к предстоящему вождению.

Многие профконсультанты в процессе своей работы опираются, разумеется, на результаты психодиагностики и при этом большее внимание уделяют как раз не способностям, а интересам и склонностям учащихся. Хотя интересы и склонности вещь еще менее стабильная, нежели способности, тем не менее они могут подтолкнуть своего обладателя на большие свершения, нежели простое осознание наличия у себя тех или иных способностей.

Традиционно в профориентации используются тесты на интеллект. Они позволяют оценить общий уровень интеллектуального развития (IQ). Также можно посмотреть различия вербального и невербального интеллекта, преобладание гуманитарных, математических или технических способностей. Таков, например, тест Р. Амтхауэра (в разных своих вариациях). Другой известный тест - Школьный тест умственного развития (ШТУР), который помогает определить выраженность способностей к общественно-гуманитарной, физико-математической и естественнонаучной областям деятельности.

Важно понимать, что тесты на интеллект оценивают по большей мере интеллект академический - то есть ту способность, которая позволяет эффективно учиться. Успеваемость учащихся хорошо коррелирует с IQ, чего не скажешь про профессиональную деятельность, связанную с работой интеллекта. В некоторых работах задействованы лишь слишком частные интеллектуальные способности (например внимание), в других интеллект отступает на второй план, в третьих требуется работа скорее разума, нежели интеллекта. При работе со школьниками использование тестов на интеллект значительно более оправданно, чем при работе со взрослыми: школьникам предстоит еще много учиться, в том числе в вузах и техникумах.

Профконсультант не должен иметь батарею тестов на все случаи жизни. Следует идти от запросов клиента. В одних случаях клиент совсем затрудняется с выбором профессии, в других он ожидает профессиональной критики его выбора - стоит идти или не стоит идти обучаться по такой-то профессии. Если речь идет о конкретной профессии, то могут потребоваться узкоспециализированные методики, например на развитие сенсорных, моторных или тому подобных способностей.

Многие профконсультанты умеют диагностическую работу гармонично объединять с тренинговой. Проведя, например, диагностику перед тренингом и после него, можно увидеть пластичность диагностируемого качества у человека.

Литература

Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: