Панно из шпона своими руками. Маркетри – деревянная мозаика. Основные инструменты для маркетри

В широком смысле под интарсией понимают разновидность декоративно-прикладного искусства, представляющего собой технику инкрустации деревом по дереву. В более узком смысле интарсия – это объемные мозаичные картины, создаваемые путем компоновки различных сортов древесины, игры с ее оттенками и текстурными узорами. Об основных принципах этой техники и ее тонкостях поговорим на примере проекта «Золотая рыбка».

В чем заключается суть техники?

Создание мозаичной картины предполагает три базовых этапа:

  1. Выпиливание мозаичных сегментов по заранее подготовленной схеме. В зависимости от сложности проекта, количества элементов и их размеров для этих целей может использоваться как станок, так и ручной лобзик.
  2. Второй этап – шлифовка выпиленных сегментов и сглаживание их угловатости. Это делается для того, чтобы придать мозаике из дерева объем и глубину.
  3. Финальным этапом является склейка всех кусочков в единую картину и ее фиксация на фанерной или картонной подложке, выполненной в форме конечного изделия.

На какие нюансы важно обращать внимание?

В общих чертах интарсия выглядит довольно просто. Но чтобы ваши работы, выполненные в этой технике, превратились в настоящее произведение искусства, созданное своими руками, важно знать и руководствоваться определенными тонкостями:

  • всегда соблюдайте направление волокон, указанное в шаблоне;
  • используйте игру контрастов древесных оттенков и текстурных узоров. Если вы используете один цвет/вид древесины, работа получится монотонной и скучной. Интарсия должна включать разнообразие контрастных древесных оттенков, начиная от белых заканчивая темными;
  • достигайте глубины мозаики не только за счет стачивания угловатости каждого элемента, но и играясь с рельефом. Это делается путем занижения или поднятия некоторых сегментов, в зонах, где нужно визуально проработать объем;
  • не используйте слишком толстые заготовки, особенно для проектов с множеством деталей – это негативно скажется на качестве распилов и ухудшит внешний вид мозаики.

Как правильно читать схемы для интарсии?

В схемах для интарсии заложено много полезной информации, умея читать которую вы существенно упростите процесс работы и повысите ее качество.

  1. Каждый сегмент мозаики нумеруется цифрами, что существенно упрощает сборку.
  2. Стрелками указывается направление древесных волокон для каждого сегмента.
  3. Цвет контуров указывает на последовательность линий распила.
  4. Маркировка –1/4» означает, что толщину указанного сегмента нужно уменьшить на четверть дюйма (6 мм).
  5. Буквенной индексацией маркируется цвет древесины. К примеру, W (white shade) – значит, что нужно использовать сегмент светлых тонов, В (black shade) – темного тона, Y (yellow) – применение элемента с желтым оттенком.

Как перенести шаблон на дерево?

Существует несколько вариантов перенесения схемы для интарсии на деревянную заготовку:

  • с помощью копировальной бумаги;
  • с использованием аэрозольного клея;
  • наклеивание шаблона на двухсторонний скотч;
  • обводка вручную каждого вырезанного из бумаги элемента.

Методом проб различных подходов легко выбрать оптимальный для себя вариант переноса шаблона.

Какие пилки использовать для интарсии?

Для резки мелких деталей, проектов с резкими поворотами, а также для работы с мягкой или тонкой древесиной оптимальны лобзиковые пилки #3. Они обеспечат аккуратный спил, с минимальным объемом выпиленного материала, за счет чего мелкие элементы мозаики будут плотно подогнаны друг к другу.

Для распила твердых сортов древесины и работы с толстыми заготовками используют пилки #5 или #7. Также они уместны при выпиливании наружных кромок, которые не будут установлены рядом с другими элементами.

Если вы хотите избежать сколов на тыльной стороне, используйте пилки с реверсным (обратным) зубом. Лезвия с т.н. «пропущенным зубом», более эффективно удаляют стружку, препятствуя ее скоплению. Со временем мастер учится чувствовать особенности каждой пилки и находит свой оптимальный стандарт.

Какие разновидности интарсии существуют?

Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.

Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.

Как сделать схему для интарсии?

Свободные чертежи и схемы для интарсии в достаточном количестве представлены в Интернете, особенно в его англоязычном сегменте. Но при желании шаблон для мозаики можно создать самому, используя картинку или фотографию. Вы можете воспользоваться специальной программой, которая преобразует фото в схему. Классический пример подобного сервиса – online.rapidresizer.com .

Обладая минимальными навыками работы с графическими редакторами, к примеру, Adobe Photoshop вы можете самостоятельно преобразовать фотографию в контурный рисунок, который станет шаблоном для выпиливания.

Дерево в интерьере – вне времени. Что бы ни диктовала мода, какие бы новинки не выдумывали дизайнеры, строгая красота декоративных деревянных элементов всегда актуальна. Это самый востребованный материал в отделке потолка, стен, полов, мебели и предметов декора. Небывалую популярность сегодня приобрела техника маркетри. Что это такое, расскажет статья.

В переводе с французского «marqueterie» означает «мозаика». Сущность техники состоит в сборе тонких пластинок из элитных пород дерева и приклеивании их на простую деревянную основу (береза, дуб) в виде орнамента или фигурной композиции. Толщина пластинок колеблется от 1 до 3 мм, они привлекают внимание разнообразными цветами и текстурой. Каждая композиция, выполненная в этой оригинальной технике, примечательна своей многоликостью: если посмотреть на изображение под разными углами, оно, словно голография, каждый раз раскрывает перед зрителем новую «картинку».

Мозаика из дерева: вчера и сегодня

Первый виток небывалой популярности маркетри пришелся на эпоху Ренессанса: именно тогда был собран станок для создания пиленого шпона – тонких планок из ценных пород древесины. Фигурная и орнаментальная мозаика витиеватыми узорами «расползалась» по столешницам, дверцам тумбочек и шкафов, изголовьям кроватей и полотнам настенных витражей. Более того, в стиле маркетри с фантастической передачей объема, света и тени умелые мастера выполняли перспективные виды городских улиц и площадей. В распоряжении краснодеревщиков того времени было около сотни видов черного, красного, розового, фиалкового и лимонного дерева.

От современного рабочего процесса созидание мозаики в прошлом отличалось немногим: фигурные кусочки дерева обжигали, затем придавали им оттенок, протравливали кислотой, чтобы расширить цветовую палитру, наносили гравировку, чтобы сделать акцент на какие-либо детали.

Сегодня деревянная мозаика снова в фаворе. Современные ценители уюта и роскоши не смогли устоять перед живой глубиной и естественностью благородных витражей из дерева. В оформлении интерьера маркетри можно увидеть на потолке, в углублениях всевозможных ниш, на дверных полотнах и комнатных перегородках. Иконы, шкатулки, часы и прочие элементы декора также становятся удобным рабочим полем для создания удивительных композиций из деревянного шпона.

Маркетри иногда ошибочно путают с инкрустацией и интарсией, которые на самом деле являются самостоятельными видами искусства. Если говорить о степени сложности, техничное исполнение маркетри легче, чем специфика работы в вышеупомянутых техниках.

Инкрустация – это украшение изделия композицией из ценных материалов (перламутра, полудрагоценных и драгоценных камней, металла и дерева) путем их врезания в толщу поверхности изделия.

Интарсия – это врезание деревянных элементов в деревянную поверхность для создания фигуративного изображения или орнамента.

Искусство маркетри, фото которого представлены ниже, отличается от других видов работы с деревом изяществом и утонченностью.

Как создают маркетри

Эскиз рисунка, который специалист решил воплотить в мозаике, переносится на миллиметровую бумагу. Затем мастер определяется с цветовой гаммой и раскрашивает изображение акварельными красками в соответствии с задумкой.

Плотный картон служит материалом для шаблонов, которые вырезают и, приложив к шпону, обводят по контуру карандашом. Деревянные фрагменты вырезают специальным остро заточенным ножом, резаком или лобзиком.

Все элементы одного рисунка приклеивают к шаблону столярным клеем, стараясь подогнать их максимально плотно друг к другу. Даже очень маленькие промежутки между фигурными кусочками шпона недопустимы! Также кусочки древесины могут не приклеивать на бумажную основу, а объединить их скотчем. Таким приемом пользуются мастера со стажем.

Готовый набор из кусочков дерева переворачивают бумагой или скотчем вверх и, применяя специальную дисперсию, приклеивают его к основе, которой служит фанера или оргалит. После того, как излишки клея смыты, работу помещают под пресс не менее чем на 4 часа. За это время изделие окончательно высыхает.

Следующий этап – работа с лицевой частью маркетри. Бумагу осторожно убирают крупной наждачной бумагой, а скотч просто отклеивают. Готовое изображение шлифуют и покрывают лаком не менее трех раз. Затем деревянную мозаику полируют.

Чтобы изображение, выполненное в технике маркетри, выглядело наиболее эффектно, профессионал использует большое количество разнообразной древесины. Очень часто используют сочетание карельской березы, груши, красного дерева и нескольких видов ореха. С особой внимательностью относятся к фигурным элементам из дерева с разными дефектами и необычной текстурой – готовой композиции они дарят особый шарм и неповторимость.

Не всегда создателя маркетри устраивают цвета и оттенки кусочков шпона, которые у него есть. Тогда профессионалы выходят из затруднительного положения следующим образом: протравливают деревянные пластинки различными кислотами. Так, раствор хлористого железа окрашивает древесину в светло-голубой или светло-зеленый цвет, а те кусочки, которые вымачивались в медном купоросе или железистом калии, приобретают красный цвет.

Варианты набора деревянной мозаики

За долгий век существования маркетри мастерами-краснодеревщиками было придумано множество способов создания мозаики этого вида. Перечислим некоторые из них.

Обратный набор на бумагу

Лист бумаги, на который нанесен эскиз будущего изображения, крепят к доске. Из древесины вырезают необходимые фигурные элементы и приступают к работе. Отправной точкой набора становится левый верхний угол композиции. На лицевую сторону каждой детали с помощью небольшой мягкой кисточки наносят глютиновый клей и приклеивают кусочки шпона на бумагу в соответствии с эскизом. В процессе работы мастер старается как можно плотнее подогнать элементы мозаики друг к другу, проверяя качество работы на свет. Это самый простой способ набора, однако между стыками деталей нередко встречаются просветы, которых в идеале быть не должно.

Набор по принципу мозаики

Готовый макет разрезают на детали и переносят их на тонкие деревянные листы (шпон). Сначала набирают основные элементы, которые служат в основном фоном, затем врезают более мелкие детали. Когда все элементы выпилены, их прикладывают к бумажному макету в виде мозаики, скрепляя с помощью скотча с лицевой стороны. В ходе работы всеми силами стараются избегать зазоров, просветов и трещин на древесине, а скотч приклеивают крайне осторожно – сдвиги и морщины на его поверхности не допускаются.

Набор в бумагу

Сначала на плотном ватмане четко прорисовывают тонкие контуры элементов, а затем, поставив нож в вертикальное положение, вырезают одну деталь, чтобы прикрепить ее на шпон. Выпавший бумажный элемент на деревянном листе тщательно обводят ножом по контуру: так получают деталь, которая как нельзя точнее впишется в паз. Ее приклеивают бумажным скотчем с обратной стороны к соседним, смежным с нею, элементам. Таким же образом вырезаются все элементы, по их контуру – деревянные детали, которые затем наклеиваются на ватман. Так макет из бумаги постепенно сменяет шпоновый набор без промежутков и нахлестов.

Набор в шпон

На деревянную основу через копировочную бумагу переносят рисунок и вырезают в шпоне детали по контуру. Потом из деревянного сырья другого вида изготавливают необходимые вставки для заполнения ниш на фоновой доске. Между собой элементы соединяют бумажным скотчем.

Техника Буля

Способ получил название в честь французского мебельщика Андре Шарля Буля, который во времена становления маркетри как самостоятельного искусства внес немалую лепту в его развитие. При необходимости получить два одинаковых орнаментальных набора с фоном и изображением работают одновременно. Два деревянных полотна (одно фоновое, другое для изготовления фрагментов композиции) приклеивают к плотной бумаге и складывают вместе, скрепляя их в нескольких местах специальной клеящей дисперсии. На верхний деревянный лист переносят задуманное изображение и по контуру режущим инструментом выпиливают все его элементы. Когда деревянные листы отсоединят друг от друга, выходит сразу по две ниши и по две вставки для двух противоположных по цветовому решению наборов.

Особенности восстановления маркетри

Мозаичный набор нуждается в восстановлении, когда:

  • его конструкция с течением времени ослабилась;
  • он сильно загрязнен;
  • испорчено его отделочное покрытие;
  • некоторые его элементы растрескались или покоробились;
  • отдельные элементы отклеились;
  • царапины, заколы или вмятины портят общий вид изображения.

Реставрация деревянной мозаики осуществляется по принципам восстановления фанерованной мебели, потому что характер их дефектов одинаков. Так, если роскошный вид маркетри портят неглубокие царапины, отслоения или вмятины, но целостность изделия не вызывает сомнений, то работают по технологии реставрации обычной фанерованной поверхности.

Вначале укрепляют фрагменты, которые могут вскоре отклеиться: снимают их с основы, очищают деревянный элемент и его нишу, а затем вставляют обратно, закрепляя его гуммированной лентой или прижимным приспособлением. Следующий этап – удаление поверхностных загрязнений, следов от клеящей дисперсии. Небольшие трещины и поверхностные дефекты шпона маскируют с помощью мастики. Последний штрих – освежение старого слоя лака: его тонируют и придают глянцевый блеск с помощью шеллачной политуры.

Более кропотливой работой занимается мастер, если отдельные элементы мозаики потеряны, испорчены и, что хуже всего, некачественно отреставрированы ранее. Тогда основную работу предваряет составление проекта реставрации, который необходимо утвердить в Реставрационном совете.

Утерянные врезанные элементы восстанавливают по очертаниям пустых ниш. Также отсутствие фрагментов восполняют, копируя аналогичные элементы на уцелевшем участке той же композиции. Из плотной бумаги вырезают шаблон, на основе которого изготавливают вставку из дерева. Шпон для создания недостающих фрагментов подбирают с особой тщательностью – по породе, естественному оттенку и направлению волокон. Свежеизготовленные вставки приклеивают методом прессовки струбцинами.

Пожалуй, единственный недостаток маркетри – дороговизна. Какой бы модной ни была деревянная мозаика, купить ее может далеко не каждый. Объясняется это тем, что такая работа с деревом носит поистине ювелирный характер, а значит, оценивается очень дорого.

Маркетри: мастер-класс. Видео

Маркетри – деревянная мозаика

Можно приобрести мебель, сделанную полностью из карельской березы или отделать стены панелями из ореха, правда, это достаточно дорогое удовольствие, которое не все могут себе позволить. Однако существует замечательный старинный способ, как создать изысканный интерьер, используя простые, а значит и значительно более дешевые, породы древесины.Сделать это можно с помощьюмаркетри .

Принципмаркетри состоит в наклеивании пластинок из ценных пород древесины на основу, представляющую собой простое дерево Толщина пластинок составляет 1 - 3 мм, при этом они имеют разную текстуру и цветовую гамму. В результате создаются необыкновенной красоты мозаичные рисунки из тонких деревянных пластинок.

В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации.Интарсия - это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород.

Появлениемаркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. этого станка для производства пиленого шпона.С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.Наивысшего расцвета техникамаркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

В XVIII веке техника маркетри дошла до России. Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II.

Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.

Наборной мозаикой украшали пол, двери, различные по форме и размерам столики, комоды, шкафчики. Именно благодаря выдающимся русским мастерам, которые создавали высокохудожественные произведения живописи, техникамаркетри стала настоящим искусством.

Период расцвета техникимаркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность.Мебель, облицованнаямаркетри , выглядит очень стильно и красиво, но при этом стоит дешевле той, которая полностью изготовлена из массива древесины.

Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.

Сегодня с помощью наборной мозаики можно облицовывать не только мебель, но и создавать удивительной красоты панно и картины, стеновые панели, двери, витражи.

Мастер-класс по маркетри «Мозаика из дерева» для начинающих за 1 день в Москве!

Мастер-класс предназначен для всех желающих и не требует специальных профессиональных знаний или умений. Во время мастер-класса Вы создадите мозаику из дерева (шпон разных пород дерева) обратным набором.

Мозаика настолько многогранное искусство, что может выполняться не только из смальты, натуральных камней, стеклянной плитки, но даже из дерева. Такой вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины называется маркетри. Искусство маркетри зародилось еще в античную эпоху, но широкое распространение получило только после изобретения во второй половине XVI века станка для производства пиленого шпона. Технику маркетри применяют для декоративного оформления мебели и украшения интерьеров.

На нашем мастер-классе мы научим Вас технике этого удивительного вида мозаики, расскажем о материалах и инструментах, необходимых для работы. Вы узнаете, что такое интарсия и облицовка, и главное, создадите свою работу, которую заберете с собой.

Мозаика из древесины обладает высокими декоративными качествами, так как в ней используются только натуральные материалы. Мозаика, выполненная в технике маркетри – настоящий рисунок самой природы.

  • Мастер-классы проходят во все дни, кроме пятницы;
  • Задание рассчитано на 1 день (5 часов);
  • Максимальное количество учеников в группе - 6 человек;
  • Для участия в мастер-классе обязательна предварительная запись;
  • Мастер-класс проходит с 12.00 до 17.30;
  • 3-х часовые занятия по договоренности с преподавателем;
  • Все необходимые материалы есть в нашей мастерской, ничего дополнительно приносить не требуется

Мы предоставим Вам эскизы мозаик на выбор. На мастер-классе Вы будете делать простые фигуры (бабочки, цветы, орнамент, фрукты) из шпона разных пород дерева.

Стоимость мастер-класса 4000 2500 руб ! Для двоих 7000 4000 руб .

Фотоотчеты мастер-классов смотрите в группе

Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.

Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Один из видов декоративно - прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.

Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.

Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих

Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.

Для работы понадобятся:
  • Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
  • Листы бумаги для эскизов.
  • Ножницы.
  • Карандаш.
  • Клей ПВА.
  • Кнопки канцелярские или баллончик клея.
  • Кусок фанеры.
  • Лобзик.
  • Наждак с кругом для шлифовки изделия.

1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.

2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.

3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.

4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.

5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.

Мозаика блочная.

Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными.

Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме. После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор. Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.

Инкрустация по дереву.

Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву. Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев. Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалы – слоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность. Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.

Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.

Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на первый взгляд. Хорошим украшением могут стать резные картины, мебель и другие предметы интерьера, можно сделать внутреннюю отделку стен, внешнюю отделку дома - ажурные кружева из дерева способны превратить ваш дом в терем, как на этом фото.

Видео по теме статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: