Человек кавказской национальности. Народы северного кавказа

По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп , и более 30 национальностей . За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа, хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов. Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами. Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании .

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо .

и чеченцы

– родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – , отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

Коренные народы Кавказа предпочитают жить на своих землях. Абазины селятся в Карачаево-Черкесии. Здесь их живет больше 36 тысяч. Абхазы – тут же, либо в Ставропольском крае. Но больше всего тут живет карачаевцев (194 324) и черкесов (56 446 человек).

В Дагестане живет 850 011 аварцев, 40 407 ногайцев, 27 849 рутульцев (юг Дагестана) и 118 848 табасаранов. Еще 15 654 ногайцев проживает в Карачаево-Черкесии. Кроме этих народов в Дагестане живут даргинцы (490 384 человека). Здесь же живет почти тридцать тысяч агулов, 385 240 лезгин и чуть больше трех тысяч татар.

Осетины (459 688 человек) селятся на своих землях в Северной Осетии. Около десяти тысяч осетин живет в Кабардино-Балкарии, чуть больше трех - в Карачаево-Черкесии и только 585 - в Чечне.

Больше всего чеченцев вполне предсказуемо проживает в самой Чечне. Здесь их больше миллиона (1 206 551), причем, почти сто тысяч знают только родной язык, еще около ста тысяч чеченцев живет в Дагестане, и около двенадцати тысяч - в Ставрополье. В Чечне проживают около трех тысяч ногайцев, около пяти тысяч аварцев, почти полторы тысячи татар, столько же турок и табасаранов. Здесь же живет 12 221 кумык. Русских в Чечне осталось 24 382 человека. Здесь же живут 305 казаков.

Балкарцы (108587) заселяют Кабардино-Балкарию и почти не селятся в других местах северного Кавказа. Кроме них в республике живут полмиллиона кабардинцев, около четырнадцати тысяч турков. Среди крупных национальных диаспор можно выделить корейцев, осетинов, татар, черкесов и цыган. Между прочим, последних больше всего в Ставропольском крае, их тут больше тридцати тысяч. И еще около трех тысяч живет в Кабардино-Балкарии. В других республиках цыган мало.

Ингуши в количестве 385 537 человек живут в родной Ингушетии. Кроме них здесь проживает 18765 чеченцев, 3215 русских, 732 турка. Среди редких национальностей встречаются езиды, карелы, китайцы, эстонцы и ительмены.

Русское население сосредоточено, в основном, на пахотных землях Ставрополья. Здесь их 223 153 человека, еще 193 155 человек живут в Кабардино-Балкарии, около трех тысяч - в Ингушетии, чуть больше ста пятидесяти тысяч – в Карачаево-Черкесии и 104 020 – в Дагестане. В Северной Осетии проживают 147 090 русских.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы с вами разберемся в том, что явилось причиной того, что народы Северного Кавказа сегодня представляют собой россыпь абсолютно разных и, в то же время, таких похожих народов (официально свыше 50), которые раскиданы по всей территории современного Кавказа.

Так же, я отвечу на вопросы многих читателей, которых интересовало то, чему кавказские народы могут научить, например, тех же русских. Хотя, слово «научить» здесь кажется очень неприличным, даже кощунственным.

Ведь, всегда народы Кавказа находились в тени русского народа. Но, поверьте, есть много положительных моментов в характере, культуре и традициях кавказцев, которых нет у русских, и которым можно поучиться.

Идею написания данной статьи подала мне постоянная читательница блога Dinara, за что ей выражаю большую благодарность. Я не вижу смысла здесь подробнее рассказывать обо всех кавказских народах, это будет очень долго. Но, в будущем обязательно напишу большие и интересные статьи о каждом отдельно взятом народе. Так будет намного лучше и полезнее. Здесь же я дам общую справку о народах Северного Кавказа, узнаем причины культурного и этнографического единства и, самое главное, расскажу о том, чему можно поучиться у кавказцев. Статья очень интересная и, поверьте моим словам, ее просто необходимо дочитать до конца. Вы сделаете для себя много открытий.

Итак, вначале нам с вами нужно четко представить себе, кто вообще такие — кавказцы? Чего они из себя представляют? Неужели эти бравые парни такие «страшные»? Ну, и пора развеять миф о том, что «русским девушкам кавказские парни нравятся больше, чем русские». Упс, вот это я задел, наверное, за живое. Ну, ответы на все это ищите дальше…

Народы Северного Кавказа: краткая справочная информация

Помните, в статье я рассказывал вам анекдотичный миф:

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил мешок из рук. В этот миг из мешка посыпались все народы, которые до сих пор прекрасно живут».

Вроде бы, смешно читать. Но, ребята, на сегодняшний день на территории Кавказа (Северный Кавказ и Закавказье) проживает свыше 100 (!) народов и народностей. Да, вы скажете, что чуть выше я давал совсем другу цифру – 50. Но, подумайте сами: только в Дагестане проживает свыше 30 коренных народов. И это только коренных!!! Поэтому, я считаю, что официальная статистика лукавит. В свое время арабы Кавказу дали очень лаконичное, но полностью отражающее действительность, название – «Гора языков». И, действительно, если вы были на Кавказе, то в одном и том же месте (причем, в одно и то же время) могли услышать сразу десяток языков. Мне, например, приносит «больше удовольствие» поездка на общественном транспорте в . Такое ощущение, что еще несколько таких поездок, и можно стать полиглотом. Как говорится, спасибо русскому языку!!!

Кстати, скоро напишу большую статью о том, как нужно правильно путешествовать по Кавказу, что необходимо обязательно посетить, как себя вести с местным населением. Об этом меня попросил читатель по имени Александр. Станьте постоянным читателем блога , чтоб получать все новые статьи на свой e-mail ().

Я тут решил разобраться в классификации кавказских народов. Признаюсь, здесь не только черт, но сам чертенок ногу может сломать. Но, чтоб вам было понятнее, постараюсь на простом «человеческом» языке все пояснить. Классификацию народов Кавказа легче всего понять и представить на основе языковой идентичности. Еще такую идентичность называют – лингвистической. Ну вот, все стараюсь обходиться без сложных слов и понятий, но не получается. Думаю, вы меня простите. Хочу отметить то, что сегодня большинство историков и этнографов придерживаются такого же мнения. Вернее, я придерживаюсь их мнения.

Народы Кавказа: языковая классификация

Всего различают три большие языковые группы, каждая из которых состоит из подгрупп и ветвей.

1. Кавказская (палеокавказская) языковая группа – самая многочисленная и древняя. В свою очередь, палеокавказская группа состоит из трех ветвей:

  • Адыго-абхазская (второе название — западная). Но, и эта ветвь разделена на адыгскую подгруппу и абхазо-абазинскую подгруппу. Самоназвание адыгских народов – адыге. К ним относятся: адыги, черкесы и кабардинцы. Логично, что вторую подгруппу составляют абазины и абхазы.
  • Вайнахо-дагестанская (восточная) ветвь, которая тоже разделена на две подгруппы: вайнахская и дагестанская. О ванайхах мы с вами говорили в статье и узнали, что это собирательный образ, собственно, чеченцев и ингушей. Кроме них, сюда же относят и бацбийцев – жителей Грузии, говорящих на вайнахском диалекте. Кстати, во время переписи населения в Грузии их считали грузинами. К дагестанской группе народов относятся многие народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, агульцы, табасаранцы. Здесь нужно только отметить, что часть некоторых народов после развала Советского Союза остались в Азербайджан. Это – лезгины, цахуры, аварцы.
  • Картвельская (южная) ветвь. Сюда можно отнести всех грузин. Но, нельзя и здесь так однозначно говорить. Ведь, на территории современной Грузии сегодня проживают более десятка языковых (этнических) групп. Самые многочисленные: аджары, мегрелы и сваны. На самом деле, эти народы очень ассимилировались, но язык свой сохранили.

Я решил для наглядности схематично показать вам классификацию кавказских народов. И вот, что мы получили в палеокавказской языковой группе:

2. Индоевропейская языковая группа. Очень большая группа, которая делится на четыре ветви:

  • Армянская группа – собственно, сами армяне (примерно 5 миллионов проживает в Армении, и около 8 миллионов – за пределами страны). Я подчеркиваю ваше внимание на том, что основная движущая сила Армении находится ха рубежом: Россия, США, Европейские страны. Самый простой примером армянского лобби – недавнее признание Францией геноцида армян. У меня есть свое мнение по этому поводу, но озвучивать не буду, так как нет желания разжигать межнациональную рознь.
  • Иранская группа – потомки древних иранцев. Самый многочисленный народ в этой группе – осетины, проживающие в России и в Грузии. Но, удивительно, что осетинский народ разделен на две части (речь идет не о географическом разделении на Южную и Северную Осетию) – осетины-православные и осетины-сунниты. К этой же группе относятся – талыши (проживают в Азербайджане), таты (в основном, в Дагестане и Азербайджане), курды, езиды и горские евреи.

На счет, так называемых, горских евреев хочу сказать следующее: у меня есть знакомые этой национальности. Кстати, известная певица Жасмин (настоящее имя – Манахимова Сара Яковлевна) является яркой представительницей горских евреев. Так вот, эти евреи мало чем отличаются от классических представителей этой нации. Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Тем более, мое двухнедельное путешествие в Израиле позволяет мне их сравнивать (читайте статью ).

  • Славянская группа – это русские и украинцы. Русские (в том числе, кубанские и терские казаки) проживают во всех регионах Северного Кавказа. В Краснодарском и Ставропольском краях они составляют порядка 85-90% населения. Хотя, если честно, то я бы не стал Краснодарский край относить к Северному Кавказу. Подробнее об этом писал в статье .

Осталось добавить, что я напишу интересную статью о положении русского народа в северокавказском регионе. Столько воплей и криков по этому поводу в последние годы развели, но реальность совсем иная. Дабы не пропустить эту статью, подписывайте на обновления блога. А теперь давайте рассмотрим последнюю ветвь индоевропейской группы.

  • Греческая группа – понтийские греки. Свой понтийский язык практически утратили, ныне говорят либо на русском, либо на современном греческом. На данный момент проживают в Грузии, России и Армении. Но, нужно отметить, что активно выезжают из Грузии. Например, в Перми есть ночной клуб понтийских греков, называется «Парнас». Признаюсь, в свое время я с друзьями стоял там в охране. Кстати, они выходцы из Турции, вернее, из Малой Азии (область Понт). Наверное, поэтому такие ПОНТливые… шучу!

Нам с вами осталось рассмотреть последнюю группу народов, но прежде чем мы это сделаем, давайте посмотрим на графическую градацию индоевропейских народов Северного Кавказа :

3. Алтайская языковая группа («алтайская семья») , которая состоит из двух ветвей. На самом деле, состоит она из многих ветвей, но на Северном Кавказе представлены только две. Хотя, некоторые утверждают, что вообще одна ветвь на Кавказе. Давайте разбираться:

  • Тюркская ветвь (тюркоязычная группа). Самыми яркими и многочисленными представителями этой группы являются азербайджанцы (также самый крупный мусульманский народ на Кавказе, исповедуют ислам шиитского толка). Общее количество азербайджанцев в мире составляет примерно 60 миллионов человек: в самой республике проживает более 9 миллионов, в Иране порядка 30 миллионов, в России – примерно 3,5 миллиона. Кстати, те, кто торгуют на рынках, чаще всего, являются талышами (граждане Азербайджана, но не азербайджанцы). Теперь отвечу на вопрос, который мне задавали читатели блога раз 500, наверное. Ребята, я по национальности азербайджанец, проживающий в Дагестане. Если быть еще точнее, то в , до 1846 года входящего в состав Азербайджана (Кубинское ханство). Хотя, уже 7 лет я только время от времени возвращаюсь в свой родной город, но это уже другая история.

К тюркоязычным народам Северного Кавказа также относятся: балкарцы (проживают в Кабардино-Балкарии), карачаевцы (Карачаево-Черкесия), кумыки (в основном, проживают в Дагестане, но некоторая часть – в Северной Осетии). Есть еще туркмены, которых называют «трухмены» и месхетинские турки в Грузии.

  • Тюрко-монгольская ветвь . Сразу хочу сказать, что ее не все признают, но я считаю, что она имеет место быть. Например, нельзя однозначно утверждать, что ногайцы относятся к тюркоязычным народам. Для этого выделили отдельную группу, в которую, кроме ногайцев, вошли и часть калмыков, исповедующих ислам. Как вы уже, наверное, поняли, у тюркоязычных народов, кроме схожести языка, единая вера.

Вот это краткая характеристика северокавказских народов. Да, вы все правильно поняли. Очень кратко я старался объяснить. Говорил же, что сам чертенок «ногу сломает». Я, слава Богу, цел и хочу, для пущей наглядности, представить схему алтайской языковой группы народов Кавказа. Хотел еще и общую схему представить, но слишком много места это бы заняло:

Друзья, возможно, я какой-то народ пропустил. Если вы заметили это, то буду очень благодарен дополнениям в комментариях к этой статье. Да, надеюсь, что никого представленной информацией не обидел. Тем более, существует такое мнение, что все кавказские народы имеют общие корни. Давайте рассмотрим это…

Кавказские народы имеют общие корни?

Ребята, знаете, в чем заключается уникальность Кавказа? Вспомните, с каких слов я начинал статью ? Если мне не изменяет память, то там было следующее: «Северный Кавказ – это территория исторических, национальных, религиозных, культурных и других контрастов». Да, да и еще раз да! Смотрите, сколько народов, сколько сплетений, сколько культур и традиций. Поверьте моим словам, даже такие родственные народы, как и отличаются не только культурой, но даже диалектикой. Тем не менее, абхазы, осетины, грузины, проповедующие христианство, и аварцы, азербайджанцы, лезгины, кабардинцы (последователи ислама) называют себя — кавказцами! И в этом заключается уникальность народов Северного Кавказа .

На протяжении веков ковалась общая историческая судьба кавказцев, которая привела к образованию общекавказского этнографического единства. И сегодня все чаще слышны мысли об общности происхождения кавказских народов, но первым об этом написал Леонтий Мровели (XI век). Он является автором труда по истории Грузии с мифических времен. Так вот, Мровели составил «генеалогическое древо народов Кавказа» и выдвинул такую теорию, что все кавказские народы имеют одного общего предка – Таргамоса. А все нынешние народы это его потомки.

Я не буду давать оценку взглядам этого уважаемого человека, но согласен в том, что единство народов проявляется во всем: в поведении (подробнее об этом можно прочитать в статье ), в танцевальном искусстве (один чего стоит), в традициях. Например, , куначество, , глубочайшее уважение к старшим, и многие другие обычаи и традиции существуют в культуре всех кавказских народов. Черты характера «среднего кавказца», не говоря уже о внешней идентичности, также примерно одинаковы. Ведь, вспомните, как обычно говорят: «Горячий кавказский парень!». Я ни разу не слышал, чтоб сказали: «Горячий осетинский (азербайджанский, аварский) парень».

Кстати, именно это стало причиной того, что о кавказцах сложился такой (признаюсь, даже приятный) миф, что они горячие ВО ВСЕМ! Сами же не всегда так думают. Или я не прав? Так вот, буквально позавчера мне читательница по имени Ирина прислала следующий вопрос:

Привет, Али! Вы, наверное, слышали о таком выражении: «Русским девушкам больше всего нравятся кавказские парни!». Что думаете по этом поводу? Если согласны с этим, то назовите причину. Спасибо за ответ.

Уважаемая Ирина, отвечаю на ваш вопрос. Я не буду опровергать это выражение (и утверждать тоже, я же не девушка… чувство юмора – хорошая штука), но мне кажется, что причина этому есть. Вспомните, в 90-е годы в стране крутили всякие бразильские, мексиканские и прочие южные «мыльные оперы» (сериалы), а также индийские фильмы. Главные актеры в этих сериалах всегда такие смуглые (либо загорелые), спортивные брюнеты. Нет, не подумайте, что я взахлеб смотрел сериалы. Так вот, кавказцы, чаще всего, подходят под это описание. Заметьте, я написал, что чаще всего. Вот и вся загадка того, почему кавказские ребята нравятся русским девушкам. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что не всегда парни оправдывают ожидания девушек.

А что вы думаете по этому поводу? Нам же осталось рассмотреть то, чему можно поучиться у кавказцев.

Народы Кавказа: чему можно у них (у нас) поучиться?

Сегодня люди по-разному относятся к представителям кавказских республик. Где-то сами кавказцы виноваты, где-то хорошо «поработали» СМИ, но суть одна – нельзя у народа отобрать то, что ему присуще исторически. Чего-чего, но традиции там все еще сильны и это меня не может не радовать. Особенно, когда вижу, что творится в остальной России. Нет, я не радуюсь тому, что другим плохо. Я огорчаюсь тем, что остальные не хотят перенимать наш опыт. Прежде, чем мы станем с вами детально говорить, посмотрите короткий фрагмент передачи «К барьеру» Владимира Соловьева (в одной из прошлых статей уже показывал, обязательно посмотрите):

Стоит ли дальше что-либо говорить? Здесь заключен ответ на вопрос скептиков относительно того, . Согласен, что есть маргиналы среди кавказцев, но это всего 1-3%! Остальные нормальные люди! И у них есть чему поучиться. Нет, я не говорю, что у русских нечему учиться. На протяжении 7 лет я безустанно учусь у великой русской культуру, мне это интересно. Но, почему русским не интересно узнать ? А ведь она очень традиционна, а, значит, сохранилась практически в первозданном виде. Еще не успела массовая культура поглотить культуру народов Кавказа. Я не понимаю, зачем кричать , когда миллионы РУССКИХ детей и стариков брошены на произвол судьбы. Когда ветераны войны не могут получить те квартиры, которые мы им ОБЯЗАНЫ предоставить. Когда находятся люди, готовые обуть этих стариков.

Знаете ли вы, что в Москве и Санкт-Петербурге уже появились специальные окна, куда можно приносить младенцев, от которых родители отказались. Наш профессор (кстати, доктор психологических наук) говорит, что из таких детей получают стволовые клетки. Еще раз хочу подчеркнуть, что все эти процессы имеют место и на Северном Кавказе, но там традиции настолько сильны, что все это не так сильно отражается на жизни общества.

В моей жизни был случай, который я запомнил на всю оставшуюся жизнь. В 2008 году я приехал в Саратов, надо было ночь переждать, чтоб утром поехать в Пермь. Так вот, на вокзале встретил бабулю, которая держала уши и плакала! Я подошел и спросил, чего же у нее случилось. Она сказала, что в том момент, когда заснула, кто-то подбежал к ней и сорвал с ушей сережки. Меня это просто шокировало!!! На Кавказе все это тоже есть, но не в таких масштабах. Другой пример: когда я жил в Дагестане, то знал своих соседей и соседей моих соседей по имени, мы общались и помогали друг другу. В Перми же я 2 года снимал квартиру, но так и не смог познакомиться с соседями на лестничной площадке.

Поэтому, давайте учиться друг у друга! Мы – кавказцы должны «подтягивать» свою культуру (в первую очередь, культуру поведения), уровень , но и у нас есть чему поучиться. Я уверен в том, что сегодня народы Северного Кавказа, в большей своей массе, хотят жить в мире и иметь добрососедские отношения с русским народом.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1938) - один из наиболее универсальньных мыслителей русского зарубежья, крупнейший лингвист, филолог, историк, философ, политолог. Родился в 1890 году в Москве в семье ректора Московского университета, известного профессора философии С.Н.Трубецкого. Семья, носившая древнюю княжескую фамилию, принадлежала к роду Гедиминовичей, среди которых были такие выдающиеся деятели России, как боярин и дипломат Алексей Никитич (ум. в 1680), фельдмаршал Никита Юрьевич (1699-1767), соратник Н.И.Новикова писатель Николай Никитич (1744-1821), декабрист Сергей Петрович (1790-1860), религиозные философы Сергей Николаевич (1862-1905) и Евгения Николаевич (1863-1920), скульптор Павел (Паоло) Петрович (1790-1860). Атмосфера семьи, представлявшей собой один из интеллектуально-духовных центров Москвы, благоприятствовала пробуждению ранних научных интересов. Еще с гимназических лет Н.Трубецкой всерьез начинает заниматься этнографией, фольклористикой, языкознанием, а также и философией. В 1908 году поступил на историко-филологический факультет Московского Университета, посещая занятия по циклу философско-лсихологического отделения и затем по отделению западноевропейских литератур. В 1912 году закончил первый выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на университетской кафедре, после чего командировался в Лейпциг, где изучал доктрины младограмматической школы.

Вернувшись в Москву, опубликовал ряд статей по северокавказской фольклористике, проблемам финно-угорских языков и славяноведению. Был активным участником Московского лингвистического кружка, где наряду с вопросами языкознания вместе с учеными и литераторами серьезно изучал и разрабатывал мифологию, народоведение, этнографию, историю культуры, близко подходя к будущей евразийской теме. После событий 1917 года успешная университетская работа Н.Трубецкого прервалась и он уехал в Кисловодск, а затем некоторое время преподавал в Ростовском университете. Постепенно пришел к выводу, что праславяне в духовном плане были более тесно связаны с Востоком, нежели с Западом, где, по его мнению, контакты осуществлялись прежде всего в области материальной культуры.


В 1920 году Н.Трубецкой покидает Россию и переезжает в Болгарию, и начинает научно-преподавательскую деятельность в Софийском университете в качестве профессора. В этом же году он выпускает свой известный труд "Европа и человечество", вплотную подводящий его к выработке евразийской идеологии. В дальнейшем деятельность Н.Трубецкого развивалась по двум направлениям: 1) сугубо научная, посвященная филологическим и лингвистическим проблемам (работа Пражского кружка, сделавшегося центром мировой фонологии, затем годы исследований в Вене), 2) культурно-идеологическая, связанная с участием в евразийском движении. Н.Трубецкой сближается с П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским, Г.В.Флоровским, публикуется в "Евразийских временниках" и "хрониках", периодически выступает с докладами в различных городах Европы. В разработке евразийских идей к основным заслугам Н.Трубецкого можно отнести его концепцию "верхов" и "низов" русской культуры, доктрину "истинного национализма" и "русского самопознания".

В силу своих психологических особенностей Н.Трубецкой предпочитал политике спокойную, академическую работу. Хотя ему приходилось писать статьи в жанре политической публицистики, он избегал прямого участия в организационно-пропагандистской деятельности и сожалел, когда евразийство сделало уклон в политику. Потому в истории с газетой "Евразия" он занял однозначно-непримиримую позицию по отношению к левому крылу движения и вышел из евразийской организации, возобновив публикации в обновленных изданиях лишь через несколько лет.

Последние годы своей жизни Н.Трубецкой жил в Вене, где работал профессором славистики в Венском университете. После аншлюса Австрии подвергся притеснениям со стороны гестапо. Значительная часть его рукописей была изъята и впоследствии уничтожена. По свидетельству Л.Н.Гумилева, получившего эту информацию от П.Н.Савицкого, Н.Трубецкого не арестовали только потому, что он был "князь, аристократ, но в квартире его производились неоднократные, причем весьма грубые, обыски, повлекшие за собой инфаркт миокарда и раннюю смерть". 25 июля 1938 года в возрасте 48 лет Н.Трубецкой скончался.

Статья написана в 1925г.

Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их.
Пс. 117, 10

В Закавказье имеются: армяне, которые всегда были и будут придерживаться русской ориентации, каково бы ни было русское правительство. Серьезного армянского сепаратизма быть не может. С армянами всегда легко сговориться. Но ставка на армян была бы ошибкой. Сильные экономически, сосредоточивая в своих руках руководство всей экономической жизнью Закавказья, они в то же время обладают всеобщей антипатией, доходящей до ненависти у своих соседей. Солидаризировать себя с ними значило бы навлечь на себя эту антипатию и ненависть. Пример политики предреволюционного периода, приведший в конце концов к тому, что русские остались с одними армянами и восстановили против себя все прочие национальности Закавказья, должен послужить уроком. К тому же армянский вопрос есть до известной степени вопрос международный. Отношение русского правительства к армянам на Кавказе должно быть скоординировано с отношениями между Россией и Турцией.

Грузины со времен Февральской революции добились признания прав, по крайней мере, на автономию, и эти права оспаривать у них невозможно. Но вместе с тем, поскольку это положение дает повод к возникновению грузинского сепаратизма, всякое русское правительство обязано с ним бороться. Коли Россия желает сохранить бакинскую нефть (без которой вряд ли возможно удержание не только Закавказья, но и Северного Кавказа), она не может допустить самостоятельной Грузии. Трудность и сложность грузинской проблемы заключается именно в том, что не признать известной доли самостоятельности Грузии теперь уже практически невозможно, а признать полную ее политическую независимость не допустимо. Здесь должна быть выбрана известная средняя линия, притом такая, которая не давала бы повод развитию в грузинской среде русофобских настроений… Следует усвоить и то положение, что грузинский национализм принимает вредные формы только постольку, поскольку он проникается известными элементами европеизма. Таким образом, правильное решение грузинского вопроса может быть достигнуто лишь при условии возникновения истинного грузинского национализма, то есть особой грузинской формы евразийской идеологии.

Азербайджанцы по своей численности представляют наиболее важный элемент Закавказья. Национализм у них развит сильно, и из всех народов Закавказья они наиболее постоянны в своих русофобских настроениях. Эти русофобские настроения идут рука об руку с настроениями туркофильскими, питаемыми панисламистскими и пантуранскими идеями. Экономическое значение их территории (с бакинской нефтью, нухинским шелководством и муганскими хлопковыми плантациями) настолько велико, что отделение их допустить невозможно. это же время какую-то, притом довольно значительную дозу самостоятельности за азербайджанцами признать необходимо. Решение и тут зависит в значительной мере от характера азербайджанского национализма, и ставит как задачу первостепенной важности создания национально-азербайджанской формы евразийства. Против панисламизма должно быть в данном случае выдвинуто утверждение шиизма.

Три национальные проблемы Закавказья (армянская, грузинская и азербайджанская) переплетаются с проблемами внешней политики. Туркофильская политика могла бы толкнуть армян в сторону английской ориентации. Тот же результат получился бы и при ставке на азербайджанцев. Англия, во всяком смысле, будет интриговать в Грузии, понимая, что независимая Грузия неминуемо станет английской колонией. И в связи с неизбежностью этой интриги, в Грузии невыгодно делать армян англофилами и усиливать, таким образом, почву для английской интриги в Закавказье. Но и ставка на армян повела бы к туркофильской ориентации азербайджанцев и к русофобскому настроению Грузии. Все это следует учитывать при установлении отношений с народностями Закавказья.

Сложность национального вопроса в Закавказье усугубляется тем, что отдельные национальности враждуют между собой. Часть поводов к вражде устраняется при куриально-многопарламентской системе и связанной с ней техникой управления. При этой системе возможно, например, в целом ряде сторон жизни дифференцировать управление не по территории, а по национальностям, что ослабляет остроту споров по принадлежности к той или иной автономной единице областей со смешанным населением. Так, например, вопрос о языке преподавания в школах в таких областях теряет всю свою остроту: в одной и той же местности существуют школы с разными языками, на которых ведется преподавание, и каждая из таких школ находится в ведении соответствующего национального совета народного просвещения. Но, разумеется, есть ряд сторон жизни, где управление естественным образом должно строиться по территориальному, а не по национальному принципу. Не только старое деление на губернии, основанное на случайных и часто искусственных признаках, но и деление на три основные области (Грузия, Армения, Азербайджан) должно быть упразднено. Закавказский улус должен прочно делиться на мелкие округа, более или менее соответствующие прежним уездам с той лишь разницей, что границы этих округов должны быть точнее пригнаны к этнографически-историческим, бытовым и экономическим границам.

Древний девиз империалистической государственности «Разделяй и властвуй» применим только там, где государственная власть или правящая нация имеет дело с враждебным инородческим населением. Там, где задачей государственной власти является создание органического объединения туземного населения с правящей нацией для совместной работы, этот принцип не применим. Поэтому и на Кавказе не следует стараться углублять трения и противоречия между отдельными национальностями. При всем многообразии оттенков демократической культуры и быта в разных областях Грузии, она все-таки представляет некоторое этнографическое целое, которое нельзя искусственно делить на части. Грузинский язык, как язык церкви и литературы, издревле был общим языком образованных классов Грузии, Мингрелии и Сванетии. Допуская наряду с этим существование мингрельского и сванского языка и не препятствуя развитию на этих языках литературы, следует всемерно сопротивляться искусственному созданию каких-то новых, исторически недостаточно оправданных, самостоятельных и самостийных (по отношению к Грузии) национальных единиц.

Из вышеизложенного, однако, еще не следует, что можно поощрять стремление более крупных народов поглощать более мелкие. Такие стремления существуют в некоторых пограничных областях между Закавказьем и Северным Кавказом: наблюдается стремление огрузинить Абхазию и Южную Осетию, отатарить южные округа Дагестана и Закатальский округ. Так как в этих случаях речь идет о деформации определенного национального облика, то с этим явлением следует бороться путем поддержки национального сопротивления соответствующих народностей.

Стремясь не допускать отделение окраин, следует учитывать все психологические факторы, питающие сепаратистские стремления окраин. При этом нельзя не заметить, что в простом народе такие стремления вовсе не развиты или развиты очень слабо, а главной носительницей сепаратистских стремлений является местная интеллигенция. Немаловажную роль в психологии этой интеллигенции играет принцип «лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Часто сфера деятельности какого-нибудь министра самостийной республики, заменявшей прежнюю губернию, ничем не отличается от сферы деятельности прежнего губернского чиновника. Но министром называться более лестно, и, потому, министр держится за самостийность своей республики. При переходе губернии на положение независимого государства неизбежно создается целый ряд новых должностей, на которые попадают местные интеллигенты, прежде вынужденные либо довольствоваться мелкими должностями своей губернии, либо служить за пределами этой губернии. Наконец, самостийничество процветает особенно в таких областях, где местная интеллигенция сравнительно малочисленна и поэтому прежде главный контингент чиновников составлялся из элементов пришлых: при изгнании пришлого элемента, попавшего в разряд «иностранных подданных», в молодой республике начинает ощущаться недостаток в интеллигентных силах и каждому местному интеллигенту очень легко делать карьеру. Самостийничество сплошь и рядом является «классовым» движением местной интеллигенции, чувствующей, что она как класс от самостийности получил выгоду. Но, разумеется, эту классовую природу самостийничества местная интеллигенция тщательно скрывает и маскирует ее «идеями»: спешно изобретают «исторические традиции», местная национальная культура и проч. Несомненно, что население данной области скорее терпит ущерб от такой классово-интеллигентской самостийности. Ведь вся эта самостоятельность направлена, с одной стороны, к искусственному повышению спроса на интеллигентный труд, на увеличение числа людей, получающих казенное жалование и живущих, таким образом, за счет налогов с населения, а с другой, к установлению конкуренции интеллигентов из других областей, к уменьшению поля соревнования, а следовательно, к понижению качества местного чиновничества. Естественно поэтому простой народ часто относится враждебно к самостийным стремлениям местной интеллигенции и проявляет централистские стремления, на которых, например, большевики, безусловно, сыграли при ликвидации независимости разных республик Закавказья.

На Северном Кавказе имеются кабардинцы, осетины, чеченцы, мелкие народности (черкесы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, кумыки, турухмены и калмыки, наконец, казаки).

Кабардинцы и осетины всегда довольно твердо держались русской ориентации. Большинство мелких народностей в этом отношении не представляют особых трудностей. Определенно русофобами на Северном Кавказе являются только чеченцы и ингуши. Русофобство ингушей вызвано тем, что после покорения Кавказа русскими, набеги и разбой, составляющие всегда главное занятие ингушей, стали строго караться; между тем к другим занятиям ингуши перейти не могут, отчасти в силу атавистической непривычки к ручному труду, отчасти в силу традиционного презрения к работе, которая считается делом исключительно женским. Древний восточный правитель типа Дария или Навуходоносора просто подверг бы это маленькое разбойничье племя, мешающее спокойной и мирной жизни не только русских, но и всех других своих соседей, поголовному уничтожению, или вывел бы его население куда-нибудь подальше от их родины. Если такое упрощенное решение вопроса откинуть, то остается только стараться путем постановки народного образования и усовершенствования сельского хозяйства разрушить старые условия быта и традиционное пренебрежение к мирному труду.

Чеченский вопрос несколько сложнее. Так как, во-первых, чеченцев в пять раз больше, чем ингушей, во-вторых, чеченское русофобство вызвано тем обстоятельством, что чеченцы считают себя материально обойденными: лучшие их земли забраны казаками и русскими поселенцами и на их земле разрабатывается грозненская нефть, от которой они никаких доходов не получают. полной мере эти притязания чеченцев удовлетворить, конечно, невозможно. Добрососедские отношения, однако, установить необходимо. Сделать это можно опять-таки путем постановки народного образования, поднятия уровня сельского хозяйства и вовлечения чеченцев в общую с русскими экономическую жизнь.

По своему социальному строю народы Северного Кавказа делятся на две группы: народы с аристократическим строем (кабардинцы, балкарцы, часть черкесов, осетины) и народы с демократическим строем (часть черкесов, ингуши и чеченцы). первой группе высшим авторитетом пользовались, с одной стороны, старики, с другой - мусульманское духовенство. Большевики систематически работают над разрушением того и другого социального строя. Если они в этом деле преуспевают, то народы северного Кавказа окажутся лишенными таких групп и классов, которые были бы авторитетны в глазах масс. Между тем по свойствам своих характеров народы эти без водительства таких авторитетных групп превращаются в дикие шайки разбойников, готовых пойти за любым авантюристом.

Северный Кавказ включает в себя и казачьи области - Терскую и Кубанскую. Терской области особого казачьего вопроса нет: казаки и иногородние живут дружно, сознавая себя как единую нацию, противопоставляемую инородцами. Наоборот, в Кубанской области казачий вопрос стоит очень остро. Казаки и иногородние враждуют друг с другом.

На востоке и на западе Кавказа имеются области, которые нельзя вполне причислить ни к Закавказью, ни к Северному Кавказу: на Востоке это - Дагестан, на Западе - Абхазия.

Положение Дагестана таково, что ему необходимо даровать очень широкую автономию. Вместе с тем Дагестан малооднароден как по своему этническому составу, так и по своему историческому делению. До завоевания русскими Дагестан делился на целый ряд мелких ханств, совершенно независимых друг от друга и неподчиненных никакой верховной власти. Традиции этого прежнего дробления сохранились в Дагестане и по сие время. Административному объединению Дагестана сильно мешает отсутствие общего языка. прежнее время дело доходило до того, что официальная переписка и делопроизводство велись на арабском языке, и на том же языке издавались русские правительственные объявления. Туземных языков слишком много: в Андийском округе на протяжении 70 верст по течению Андийского Койсу говорят на 13 различных языках; всего туземных языков в Дагестане около 30. Существует несколько «международных» языков, служащих для сношения горцев различных аулов между собой. Таковыми являются языки аварский и кумыкский в северной и азербайджанский в южной части Дагестана. Очевидно, официальным языком следует сделать именно один из таких “международных”. Однако далеко не безразлично, какой именно из языков выбрать для этой цели. Кумыкский язык является «международным» почти всего Северного Кавказа (от Каспийского моря до Кабарды включительно), азербайджанский господствует в большей части Закавказья (кроме Черноморского побережья) и, кроме того, в Турецкой Армении, Курдистане и в Северной Персии. Оба эти языка - тюркские. Надо иметь в виду, что при интенсификации экономической жизни пользование «международными» языками приобретает такое значение, что вытесняет туземные языки: многие аулы южных округов Дагестана уже совершенно «обазербайджанились». Вряд ли в интересах России допускать такую тюркизацию Дагестана. Ведь если весь Дагестан тюркизируется, то получится сплошная масса тюрков от Казани до Анатолии и Северной Персии, что создаст самые благоприятные условия для развития пантуранских идей с сепаратистским, русофобским уклоном. Дагестан должен быть использован как естественный барьер на пути тюркизации этой части Евразии. северных и западных округах Дагестана дело обстоит сравнительно просто. Здесь следует признать официальным языком аварский, являющийся и без того родным языком для населения Гунибского и Хунзакского округов и международным языком для Андийского, Казикумухского, частью Даргинского и частью Закатальского округов. Следует поощрять развитие аварской литературы, прессы, ввести этот язык во все низшие школы перечисленных округов, а также в соответствующие средние училища как обязательный предмет.

Сложнее дело обстоит в прочих частях Дагестана. Из всех южнодагестанских племен самое большое - кюринское, занимающее почти весь Кюринский округ, восточную половину Самурского и северную часть Кубинского уезда Бакинской губернии. Из всех нетюркских туземных языков этой части Дагестана кюринский язык самый простой и легкий, он близко родствен некоторым другим туземным языкам того же района. Поэтому его можно было бы сделать для этой части Дагестана «международным» и официальным. Таким образом, Дагестан в языковом отношении оказался бы поделенным между двумя туземными языками - аварским и кюринским.

Абхазии следует признать официальным языком абхазский, поощрять развитие абхазской интеллигенции и внушить ей сознание необходимости борьбы с грузинизацией.

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ - практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм - лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Культура народов Кавказа стала одной из тех «изюминок», которые делают механизм российской культуры более многоликой. И основными качествами, которые делают историческую цивилизацию очень ценной для современного человечества, являются нетерпимость и толерантность.

Характерные горцам качества

Толерантность помогает до сих пор северокавказским нациям плодотворно сотрудничать с другими народностями, лояльно преодолевая проблемы и стремясь урегулировать конфликты мирно. А благодаря нетерпимости (и в конкретно этой ситуации она касается неприемлемости иного) коренные народы Кавказа смогли избежать чрезмерного давления извне и сохранить свою «авторскую» самобытность.

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Кавказ - одновременно удивительный и сложный регион. И имеется в виду не только религиозные особенности этого горного края, но и этнические отношения, языковую специфику. Народы Северного Кавказа являются носителями более, чем трех десятков языков и диалектов. Поэтому иногда историки этот удивительный уголок России называют «русским Вавилоном».

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) - распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

На фоне этого часто на Кавказе можно встретить целые села, поселки и общины, которые стали обособленными друг от друга. В результате начинали создаваться «свои», локальные обычаи, ритуалы, обряды, традиции. Ярким примером тому можно считать Дагестан. Здесь установившиеся правила и порядок в быту соблюдали отдельные села и даже тукхумы.

Такая эндогамность привела к тому, что понятия «свое» и «чужое» имело четкие обозначения и рамки. Характерными для кавказских народов стали понятия «апсуара» и «адыгагъэ», с помощью которых горцы обозначили свод нравственных норм поведения абхазов и адыгов соответственно.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

  1. Радушная встреча. Понятия Кавказ и гостеприимство давно считаются синонимами. Обычаи, связанные с радушным приемом гостей, прочно укоренились в этносе горцев и стали одним из самых важных аспектов их быта. Стоит заметить, что до сих пор активно практикуются традиции гостеприимства на современном Юге Кавказа, вот почему туристы с радостью снова и снова любят посещать этот край.
  2. Похищение невест. Этот обычай можно отнести к самым неоднозначным, но широко распространенным на всем регионе. Изначально инсценировка должна была помочь родным жениха избежать уплаты калыма. Но впоследствии сюжет похищения, согласованного с обеих сторон, стал применяться для разных ситуаций. Например, когда родители не одобряют чувств своих детей или когда младшая дочь планирует выйти замуж раньше другой… В подобных ситуациях «кража» невесты - подходящее решение, а также «Древний и красивый обычай», как говорил один из главных героев знаменитой «Кавказской пленницы». Кстати, сейчас за реализацию подобной затеи виновников торжества могут наказать по закону, ведь традиция похищения преследуется Уголовным кодексом РФ.
  3. Традиция кровной мести. Кавказ - это регион, где много традиций противоречат светским и моральным стандартам государства. И обычаи кровной мести - самый яркий пример. Удивительно, но эта традиция не прекращала своего существования с того самого момента, как история Северного Кавказа начала независимое становление. Не имея срока давности, данная традиция до сих пор практикуется в некоторых регионах горного края.

Существуют и другие традиции народов Северного Кавказа. Есть интересные свадебные обряды, которые удивляют своей красотой и нестандартностью. Например, традиция «свадебное скрывание», подразумевающая раздельное празднование бракосочетания. Молодожены первые дни после свадьбы отмечают событие в разных домах и даже не видятся.

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: