Понятие потребности: их виды и классификация. Пирамида потребностей Маслоу А.Х. Теория К. Алдерфера

Потребности человека, необходимые ему для жизнедеятельности - это вода, воздух, питание и защита от экологических опасностей. Эти потребности называются основными, так как они необходимы организму.

Основные потребности отличаются от других тем, что их дефицит вызывает явный неблагоприятный исход - дисфункцию или смерть. Другими словами, это то, что необходимо для безопасной и здоровой жизни (например, еда, вода, приют).

В дополнение к этому у людей есть потребности социального характера: общение в семье или группе. Потребности могут быть психологическими и субъективными, например, необходимость в самооценке и уважении.

Потребности - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда. Когда эта нужда поддерживается покупательской способностью, она может стать экономическим требованием.

Виды и описание потребностей

Как написано в учебнике по обществознанию 6 класса, потребности делятся на биологические, необходимые любому, чтобы жить, и духовные, которые нужны для познания окружающего мира, получения знаний и умений, достижения гармонии и красоты.

Для большинства психологов потребность - это психологическая функция, которая побуждает к действию, давая цель и направление к поведению. Это переживаемая и осознаваемая нужда или необходимость.

Основные потребности и развитие человеческого потенциала (обусловленные состоянием человека) малочисленны, конечны и классифицируются как отличные от общепринятого понятия обычных экономических «желаний», которые бесконечны и ненасытны.

Они также постоянны во всех культурах людей, и в течение исторических периодов времени могут пониматься как система, то есть они взаимосвязаны и интерактивны. В этой системе нет иерархии необходимостей (помимо основной потребности в существовании или выживания), поскольку одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются особенностями процесса удовлетворения.

Потребности и желания являются предметом интереса и образуют общий субстрат для разделов:

  • философии;
  • биологии;
  • психологии;
  • социальных наук;
  • экономики;
  • маркетинга и политики.

Известная академическая модель необходимостей была предложена психологом Авраамом Маслоу в 1943 году. Его теория предполагает, что у людей есть иерархия психологических желаний, которые варьируются от основных физиологических или низших потребностей, от таких как питание, вода и безопасность до более высоких, например, самореализация. Люди, как правило, тратят большую часть своих ресурсов (времени, энергии и финансов), пытаясь удовлетворить основные нужды прежде, чем желания более высокого порядка.

Подход Маслоу является обобщённой моделью для понимания мотивации в самых разных контекстах, но может быть адаптирован для конкретных контекстов. Одна из трудностей с его теорией состоит в том, что концепции «необходимостей» могут радикально меняться среди разных культур или между различными частями одного и того же общества.

Второе представление о необходимости представлено в работе профессора политической экономии Яна Гоу , который опубликовал информацию о человеческих нуждах в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния. Вместе с профессором медицинской этики Леном Дойлом он также опубликовал «Теорию человеческой нужды».

Их взгляд выходит за рамки акцента на психологию, можно сказать, что потребности индивида представляют собой «затраты» в обществе. Тот, кто не может удовлетворять свои нужды, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гоу и Дойла , каждый имеет объективную заинтересованность в предотвращении серьёзного вреда, который мешает ему стремиться к достижению своего видения того, что хорошо. Это стремление требует способности участвовать в социальной обстановке.

В частности, каждый индивидуум должен обладать физическим здоровьем и личной автономией . Последнее включает в себя способность делать осознанный выбор того, что следует делать, и как его реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможностей для участия в деятельности общества и принятия коллективных решений.

Вопросы удовлетворения потребностей

Исследователи выделяют двенадцать широких категорий «промежуточных необходимостей», которые определяют как удовлетворяются нужды в физическом здоровье и личной автономии:

  • адекватная пища и вода;
  • адекватное жилище;
  • безопасная рабочая среда;
  • одежда;
  • безопасная физическая среда;
  • соответствующее медицинское обслуживание;
  • безопасность в детстве;
  • значимые первичные отношения с другими;
  • физическая безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • безопасный контроль рождаемости и деторождение;
  • соответствующее базовое и межкультурное образование.

Как определяются детали удовлетворения

Психологи указывают на рациональную идентификацию нужды, используя современные научные знания, рассмотрение фактического опыта людей в их повседневной жизни и демократическое принятие решений. Удовлетворение человеческих нужд нельзя навязывать «сверху».

Лица с большими внутренними активами (например, образование, психическое здоровье, физическая сила и т. д.) имеют больше возможностей для удовлетворения своих желаний и нужд.

Другие виды

В своих работах Карл Маркс определял людей как «нуждающихся существ», испытавших страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих нужд, которые были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными необходимостями.

Согласно Марксу, развитие людей характеризуется процессом удовлетворения их потребностей, они развивают новые желания, подразумевая, что в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Если нужду в питании люди удовлетворяют благодаря растениеводству и животноводству, то для удовлетворения духовной жажды требуется более высокий уровень общественного самопознания.

Люди отличаются от других животных, потому что их жизнедеятельность, работа диктуется удовлетворением необходимостей. Они являются универсальными природными существами, способными превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности.

Условия для людей, как социальных существ, даются трудом, но не только работой, поскольку невозможно жить без отношений с другими. Работа является социальной деятельностью, потому что люди работают друг с другом. Люди также являются свободными сущностями, способными в течение своей жизни достичь объективных возможностей, порождённых социальной эволюцией, на основе их сознательных решений.

Свободу следует понимать как в негативном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в позитивном смысле (господство над естественными силами и развитие человеческого творчества основных человеческих сил).

Подводя итог, нужно отметить что основные взаимосвязанные черты людей заключаются в следующем:

  • люди - это сознательные существа;
  • люди - это социальные существа.

Люди склонны к универсальности, которая проявляется в трёх предыдущих чертах и ​​делает их естественно-историческими, универсальными сознательными сущностями.

Модель необходимости Розенберга

Модель Маршалла Розенберга «Сочувствующая коммуникация», известная как «Ненавистная коммуникация», определяет различие между универсальными потребностями (что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения своих нужд. Чувства воспринимаются ни как хорошие, ни плохие, ни правильные, ни неправильные, а как индикаторы того, удовлетворяются человеческие потребности или нет. Особо выделяются жизненные потребности.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Они могут включать спрос на конкретный вид бизнеса, на определённую правительственную программу или организацию или на людей с особыми навыками. Этот пример и представляет логическую проблему овеществления.

Потребность - это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.

Потребности классифицируются по различным критериям.

По отношению к масштабам и структуре производства выделяют следующие виды потребностей:

Абсолютные (перспективные), выражающие потребительскую силу общества (например, максимальный объем освоения производством благ, которые могло бы потреблять общество, если бы они имелись
в наличии);

Действительные (необходимые), которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства;

Подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства (они выступают в роли платежеспособного спроса);

Фактически удовлетворяемые (в форме удовлетворенного спроса).

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы

Материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилье);

Духовные (удовлетворение потребности в образовании, культуре, отдыхе, творчестве);

Социальные (реализация способностей, положение в обществе, продвижение по службе).

В зависимости от социальной структуры различают:

Потребности общества (в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите и т. д.);

Потребности классов, социальных групп (например, шахматисты нуждаются в шахматных клубах, любители купания - в бассейнах);

Личные (потребности в одежде, обуви, пище и т. д.).

С учетом удовлетворения потребностей их подразделяют на следующие виды:

Первичные (потребности в пище не могут быть заменены потребностью во сне или иными);

Вторичные (вместо кино можно сходить в театр).

В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности подразделяют следующим образом:

Производственные (потребление средств производства и рабочей силы);

Непроизводственные, потребление которых происходит за пределами производства (личные и общественные).

Потребности бывают также экономические и неэкономические.

В зависимости от сроков возникновения различают краткосрочные и долгосрочные потребности.

Земля - это естественный фактор производства, к которому относятся, кроме самой земли, природные богатства, залежи полезных ископаемых, леса и др.

Предпринимательская способность - это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли, связанная с риском, ответственностью за принятие решений. Предпринимательство - фактор, объединяющий и организующий все остальные факторы производства.

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества

Одно из основных положений экономической теории заключается в том, что ресурсы, которыми располагает общество, ограничены. Следовательно, из них можно произвести ограниченное количество благ, а также принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. Эта проблема носит название проблема выбора в экономике .

Реальная экономика сталкивается с двумя проблемами: безграничные потребности и ограниченные ресурсы. На основании этого общество принимает следующее решение: что производить (какие из взаимо-исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве, и какие потребности удовлетворять), как производить (из каких ресурсов, при какой технологии товары должны быть произведены) и для кого производить (кто должен располагать этими товарами и услугами и извлекать из них пользу).

Представим ситуацию, что в реальной экономике производятся два товара (масло и роботы), где используются все факторы производства, с помощью которых обеспечивается полная занятость и полный объем производства. Масло относится к потребительским товарам, роботы - средствам производства. Если все население стран станет производить масло, то оно получит его в количестве 15 000 т; если же роботы, то их будет выпущено 5 000 шт. Роботы и масло могут производиться и одновременно. Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов придется сократить количество масла, и наоборот. Эта ситуация отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Кривая производственных возможностей

Кривая АЕ - это кривая производственных возможностей. Каждая точка на кривой представляет максимальный объем производства двух товаров при полном и рациональном использовании имеющихся в экономике ресурсов. Находясь на кривой производственных возможностей, экономика должна жертвовать частью продукта х , если намерена получить больше продукта у . Нельзя одновременно увеличить х и у при неизменной технологии и постоянном количестве ресурсов.

Экономика полной занятости и полного объема производства всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между различными производствами путем перераспределения ресурсов. количество товара y , которым жертвует общество ради получения дополнительной единицы товара x , называется вмененными (альтернативными) издержками. Точка К вне кривой была бы предпочтительнее для общества, но она недостижима при данном количестве ресурсов. Точка W внутри кривой показывает, что экономика функционирует при неполной занятости. Стрелки указывают на три возможных пути возврата к полной занятости.

При увеличении ресурсов или совершенствовании технологий будет происходить экономический рост. Растущая экономика способна увеличить производство обоих товаров х и у . Кривая производственных возможностей будет смещаться вправо. При экономическом росте общество должно выбирать между инвестициями (накоплением) и потреблением. Если какое-то время сдерживать быстрое расширение личного потребления различных благ и услуг и увеличить размеры инвестиций (строительство новых предприятий, реконструкции старых), то можно через несколько лет перейти на более высокую кривую производственных возможностей.

Понятие эффективности. Экономическая и социальная эффективность

В общем виде эффективность означает результативность деятельности. В экономике под эффективностью понимают такое использование ресурсов, которое дает максимальное удовлетворение безграничных потребностей. Поэтому понятие «эффективность »включает не только соотношение затрат и результатов, но и степень удовлетворения потребностей людей, уровень благосостояния, возможности реализации своих способностей.

Производственная;

Экономическая;

Социальная.

Производственная эффективность (Э ) - это соотношение результатов производства с затратами всех факторов производства, выраженное формулой

Так как продукт - это результат затрат нескольких факторов производства, то рассчитывают показатели, отражающие эффективность отдельных факторов. Все основные показатели можно разделить на две группы: показатели отдачи и показатели емкости.

Показатели отдачи (производительность труда и фондоотдача) есть количество продукции (экономический результат), приходящееся на единицу используемого фактора производства. Данные показатели определяются по следующим формулам:

Важным показателем условий труда является фондовооруженность труда, которая измеряется соотношением стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников.

Вторую группу показателей эффективности производства образуют показатели емкости (трудоемкость и фондоемкость продукции), которые по сути являются обратными показателям отдачи и рассчитываются как соотношение количества факторов производства, приходящихся на единицу продукции, по формулам:

.

Под экономической эффективностью понимают такое состояние экономики, при котором наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов общества при наличии ограниченных ресурсов, при этом невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая положения другого человека.

Это означает, что ресурсы рационально задействованы в производстве, а весь продукт распределен между членами общества (эффективность по Парето, или Парето-эффективность). Достижение Парето-эффективности означает, что точка состояния национальной экономики находится на кривой производственных возможностей.

Социальная эффективность - это такое состояние экономики, при котором обеспечивается реализация социальных целей общества. Показателями социальной эффективности являются уровень заработной платы, доступность и качество образования, здравоохранения, состояние окружающей среды и т. д.

Производственная, экономическая и социальная эффективность связаны между собой.

состояние нужды в том, без чего организм не может пребывать в стабильном («самотождественном» и сохраняемом) состоянии. Потребности выступают следствием деморфологизации части функциональной структуры организма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОТРЕБНОСТЬ

состояние недостатка в ч.-л., состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, соц. группы, организации, предприятия, учреждения, об-во в целом. Человеческие П. бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия. П. составляют единую систему и классифицируются по различн. критериям: материальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т. д. По критерию происхождения П. делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении - пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различн. достижениях, в дружбе, любви и т. д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении). Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят обществ., а не просто биологич. характер. Они опосредствуются обществ. производством, об-вом, к-рое определяет конкретные формы их проявления удовлетворения. Социологией изучаются соц. П. людей: П. в биении в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез вторичных П.; особенности обществ. формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения первичных П. Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина поведения личности или соц. группы и рассматриваются как особое психологич. явление. П. человека порождаются в процессе обществ.-историч. развития. Отправным пунктом в осмыслении П. выкупает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно представить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его П. В психологии встречается ряд определений П. Анализ их позволяет выделить три категории П., к-рые понимаются как нужды, как требования организма и как отношения. Первое определение традиционно и наиболее распространено. Оно вполне достаточно для внешнего описания П., но не для выражения их сущности. Во втором определении причина развертывания активности скрыта в самом организме, а не в объектах среды. Согласно третьему определению, П. - это не просто нужда и не просто требования, побуждения организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Это определение позволяет учесть в развертывании П. роль как субъекта, так и объекта. Исходным и самым глубоким смыслом данного определения является противоречие между субъектом и объектом. За П. как идеальными явлениями стоит определенная объективная реальность, в к-рой человек ищет не истину, а меру использования в своей жизни того или иного класса вещей. Он поставлен в данном случае в ценностное отношение к вещам, к-рое отражается в психике человека в виде П. Испытывая П., человек чувствует зависимость от предмета, способного удовлетворить ее. В этом отношении он оказывается страдающим, зависимым существом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и он ищет способы и предметы удовлетворения этой П. Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт, разрядить напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот почему П. оказываются источником активности человека. Лит.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971; Михайлов Н.Н. Потребности как социологическая категория. Челябинск, 1974; Проблемы формирования социогенных потребностей. Т. 1, 2. Тбилиси, 1974-1981; Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983; Асеев В.Г. Структура мотивации поведения//Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Кучевская.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ - излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) - боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага .

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние .

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений) .

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение - в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Подход
(потребность как...)
Суть подхода Автор
нужда Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. С.Л. Рубинштейн
отношение Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания Д.А. Леонтьев
отклонение от уровня адаптации Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности Д.К. Мак-Клелланд
состояние Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. Курт Левин
программа поведения Потребности - это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. Ф.Н. Ильясов
психопатия Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. В.В. Монастырский

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется - становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечение - очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения - оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности :

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,
  • трудовые,
  • познания,
  • общения,
  • отдыха;

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Инстинкт Его проявление
1 Пищевой инстинкт Голод
2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
3 Стадный инстинкт Стремление к общению
4 Инстинкт приобретательства Жадность
5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
6 Родительский инстинкт Нежность
7 Инстинкт созидания Стремление к активности
8 Отвращение Неприятие, отторжение
9 Удивление Любознательность
10 Гнев Агрессивность
11 Смущение Самоуничижение
12 Воодушевление Самоутверждение

Список мотивационных факторов Гилфорда:

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. сексуальное побуждение,
    3. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды:
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.
  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

  1. доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  3. поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
  5. автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
  6. пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
  7. потребность в уважении и поддержке;
  8. потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  9. потребность быть в центре внимания;
  10. потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  11. эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  12. социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  13. потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  14. потребность оказания помощи;
  15. потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  16. потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  17. потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  18. потребность избегания опасности;
  19. потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  20. потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

По объекту

Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы - естественные и культурные . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

  • врожденные,
  • простые приобретенные и
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же - на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Иерархия потребностей

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

  • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
  • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
  • Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности . Для нормального обмена веществ человеку нужна пища , пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна . Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни .
  • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз . Для продолжения рода необходим секс . (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
  • Потребность в общении , любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе .
  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства .

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей - уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

По видам поведения

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

Философия

Диалектический материализм

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Примечания

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - С. 171-177.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487-494.
  • Ильясов Ф.Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея нужд индивида.

Нужда – ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привя-занности, и личные нужды в знаниях и самовыражении.

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. Чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов требуется гамбургер, картофельные чипсы и стакан кока-колы. Проголодавшемуся жителю России необходимы тарелка супа, картофель с котлетами и чашка чая. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

Потребности людей растут по мере прогрессивного развития общества. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес, желание. Со своей стороны производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или нескольких специфических нужд. Маркетолог не создает нужду, она уже существует. Но маркетолог может сформировать потребность.

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограни-чены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворе-ние в рамках его финансовых возможностей.

Потребность имеет две стороны: объективную (материальное благо) и субъективную (сознание).

Сознание – важный элемент потребности, поскольку именно в сознании человека она прини-мает специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностными качествами индивида.

Потребности объективны, поскольку материальные и духовные блага и услуги создаются в процессе производства. В то же время потребности субъективны, поскольку осознаются челове-ком и зависят от культурного и духовного развития общества.

Потребности находятся в постоянном движении, развитии и распространении по всему миру.

Потребность имеет свой жизненный цикл: зарождение, распространение, отмирание. Каждая точка жизненного цикла имеет свою проекцию на определенные виды предпринимательской деятельности: НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), произ-водство, рынок, потребитель. Это заставляет предпринимателя и предприятие разрабатывать и продвигать на рынке продукты и услуги, необходимые для удовлетворения потребителя.



Через вскрытие потребностей, через возможно более яркое представление социально значимых результатов использования товара производитель активизирует сбыт своих изделий.

Потребности людей можно разделить на несколько видов (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3. Основные виды потребности

Индивидуальная или частная потребность – необходимость в каком-то конкретном благе. Например, Иванов Иван Иванович из всех сортов хлеба предпочитает “Бородинский”.

Однако потребности рассматриваются не только индивидуально, но и в совокупности.

Общая потребность – это необходимость в совокупности материальных и духовных благ и услуг, обеспечивающих определенный процесс жизнедеятельности. Человек нуждается в питании, одежде, жилище, образовании.

Необходимо выделить два аспекта категории “потребность”. Первый – содержание и форма проявления потребностей. Высший их уровень – действительные общественные потребности (или абсолютная потребительная сила общества), которые характеризуют потенциальные потребности потребителей, обусловленные развитием производства и культуры и не ограничиваемые достигнутыми экономическими и социальными условиями. Более низкий уровень – необходимые потребности, удовлетворить которые в каждый данный момент позволяют возможности производства и социальных условий. Нижний предел необходимых потребностей – физический минимум средств существования.

Действительные потребности – это полные потребности человека, в которых удовлетво-ряемые потребности смешиваются с неудовлетворяемыми. Они являются объектом анализа в маркетинге для выявления объема рынка конкретных товаров. Например, на российском рынке потребителем телевизора является семья. Поэтому для определения объема рынка телевизоров в данном регионе определяется общее количество проживающих в нем семей, а также семей, желающих заменить телевизор или купить второй или третий. Из них вычитается количество семей, не желающих вообще покупать телевизоры по различным причинам. Оставшееся количество семей определяет действительные потребности данного рынка в телевизорах.

Действительные потребности формируют внутренний рынок страны.

Существуют общечеловеческие потребности. К ним относятся абсолютные потребности – потребность в благах или услугах, производимых мировым сообществом.

В абсолютных потребностях четко виден их интернациональный характер, то есть каждый человек в мире относительно свободно реагирует на новые, появляющиеся в любой стране материальные, духовные, социальные и морально-нравственные ценности: он либо осознает по-требность в них, либо отказывается от них. Спутниковая телевизионная связь, современное радио, компьютерные сети и технологии породили международные потребности. Применительно к отдельной, особенно слаборазвитой стране абсолютные потребности содержат в себе элементы неудовлетворенных. Если же абсолютные потребности, пусть и со временем, приходят к ним,
то это “подарок” мирового прогресса и международного общения. Предприниматели должны точно уловить момент восприятия потребителем его страны абсолютных потребностей и вовремя сформировать спрос на новые, пришедшие извне товары и услуги.

Неудовлетворяемые потребности – потребности, которые потребитель не может реализовать либо из-за своей неплатежеспособности, либо из-за отсутствия средств удовлетворения потреб-ностей.

Неудовлетворяемые потребности – важный стратегический резерв рыночной экономики. Производители стремятся выявить неудовлетворяемые потребности потребителя и создать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: