Какое изобретение принадлежит древним римлянам. Изобретения римлян. Что подарил нам Древний Рим

Хотя Римская империя существовала более 2000 лет назад, её вклад в историю цивилизации переоценить сложно.

И не стоит думать, что в то время люди были примитивными и отсталыми.

Современное общество многими изобретениями и технологиями обязано именно римлянам.

1. Бетон


Римляне умели изготавливать прочный и долговечный бетон, который зачастую лучше современного. В то время как нынешний бетон разрушается в течение пятидесяти лет или даже менее того, римский бетон до сих пор остается таким, каким был тысячи лет назад. Ходят предания, что римский инженер Марк Витрувий создал этот сверхпрочный раствор из вулканического пепла, извести и морской воды.

Он смешивал эти три ингредиента с вулканическим камнем и погружал смесь в морскую воду. Примерно через десять лет в бетоне образовывался редкий минерал, называемый алюминий-тоберморит, который и позволял ему сохранять свою прочность.

2. Дороги и шоссе

Как только римляне поняли, что мощеные дороги могут помочь им сохранить сильную армию и империю, они построили их повсюду. В течение 700 лет они проложили 88 000 километров дорог по всей Европе. Эти дороги были хорошо спроектированы, рассчитаны на длительный срок эксплуатации и позволяли быстро путешествовать по империи. Прошло 2 000 лет, но многие римские дороги все еще существуют и сегодня.

3. Культура питания

Римляне любили хорошо поесть, и столовая была важной частью их жизненного пространства. Типичный римский ужин состоял из трех блюд: закуски, основного блюда и десерта, что весьма напоминает современность. Римляне также пили вино на протяжении всей трапезы, что отличалось от греков, которые пили вино после еды. Подобные привычки сохранились и поныне.

4. Прошитые книги

До появления прошитых книг цивилизация в основном использовала каменные таблички или свитки. Однако к первому столетию н. э. римляне создали первые «кодексы», которые состояли из листов папируса или пергамента, связанных вместе. Тем не менее, настоящие книги появились только в V веке н.э.

5. Водопровод

Древние римляне разработали революционную систему водопровода, которая сначала начиналась с акведуков, что позволило им транспортировать проточную воду в населенные районы, и закончилось разработкой сложной системы трубопроводов из свинца. Они являются одной из первых цивилизаций, которые сделали подобное.

6. Курьерская служба

Римский император Август основал первую курьерскую службу в Римской империи под названием «Cursus Publicus». Это помогло передавать сообщения и информацию об налогах из одного места в другое. Император основал службу на персидской системе, но изменил ее так, что только один человек доставлял посылки или информацию из одного места в другое, а не передавал информацию многим людям. Это был более медленный процесс, но так обеспечивалась большая безопасность.

7. Газеты

Газеты прошли долгий путь. Первоначально римляне начали издавать записи сенатских собраний под названием «Acta Senatus», которые были доступны только сенаторам. Позже, после 27 г. до н. э., появилась «Acta diurna» - ежедневная газета для «обычных людей».

8. Центральное отопление

Одна из первых известных централизованных систем отопления в мире была создана римлянами. Она называлась «гипокаустом» и устанавливалась в основном в больших общественных банях. Под фальшполом постоянно горел огонь, который нагревал комнату и воду, идущую в баню.

9. Граффити

Оказывается, граффити - это не современная художественная форма, и возникла она в Древнем Риме. Ученые нашли граффити при раскопках Помпей, которые были «законсервированы» на века в слое пепла от извержения горы Везувий в 79 году н.э. Одной из многих вещей, нацарапанных на стенах, была фраза: «Я удивляюсь, что стена еще не рухнула от всех этих записей».

10. Канализация

Первая римская канализация была построена этрусками на всем итальянском полуострове в 500 году до нашей эры. После этого римляне расширили канализацию. Стоит отметить, что в основном она использовалась не для сточных вод, а для уменьшения наводнений.

11. Кесарево сечение

Цезарь постановил, что всех женщин, которые умирали во время родов, нужно вскрывать для спасения ребенка. Стоит отметить, что данная процедура никогда не предназначалось для спасения жизни матери, однако сегодня процедура радикально изменилась и стала более распространенной.

12. Медицинские инструменты

Благодаря сохранившимся руинам Помпей, ученые больше узнали о медицинских инструментах, используемых древними римлянами. Многие из них использовались вплоть до XX века. К примеру, были обнаружены вагинальное зеркало, ректальное зеркало и мужской катетер.

13. Дорожные знаки

Дорожные знаки вовсе не являются современным изобретением, и римляне тоже использовали их. На всех своих многочисленных дорогах и автомагистралях они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии от Рима и других городов.

14. Городская планировка

Римляне первыми применили столь распространенное сегодня планирование городов, создавая некоторые из первых проектов расположения улиц в виде сети. Многие из этих городов стали ранними моделями для более поздних проектов, поскольку проектируя города, римляне обнаружили, что они могут контролировать поток трафика, а также повышать эффективность торговли и производства.

15. Фаст-фуд

Руководству McDonald’s, вероятно, нравится думать, что именно они изобрели фаст-фуд, но это далеко не так. Например, в древнем городе Помпеи явно никто не любил готовить, поскольку в домах людей было найдено несколько кухонь. Вместо этого горожане ходили в «попины» или древние рестораны. Перекусы на ходу были довольно распространенными.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема: «Технические достижения древнего Рима».

Выполнил студент 1 курса

Проверил:

Г. Тверь
2011г.

    Введение………………………………………………………… 3
    Основная часть:…………………………………………………4
2.1. Технические достижения древнего Рима……………………4
2.2. Строительная техника. Винт Архимеда…………………….5
2.3. Водопроводы древнего Рима…………………………………7
    Заключение………………………………………….... .............10
4. Список использованных источников………………………...11
    Введение.
Современное сознание прочно связало достижения научной теории с изобретениями в области техники, а технический прогресс - с прогрессом общественно-историческим. В на
ше время наука не только определяет промышленный прогресс, но и само развитие техники, в свою очередь, обусловливает направление научного поиска и служит развитию науки. Между тем соединение научных теорий с техническими достижениями в промышленном производстве характерно лишь для нового времени. Производительные силы Римской империи не были столь тесно связаны с развитием техники, а технические достижения - с прикладным применением научных теорий.
Нельзя сказать, что в период Империи вовсе не использовались достижения в области техники. В практической жизни применялись различные виды техники в той мере, в какой это отвечало потребностям времени, преимущественно в градостроительстве, военном деле, при изготовлении механических и гидравлических приспособлений, при создании ирригационных сооружений и в сельском хозяйстве. Строительство общественных и частных зданий, система коммуникаций (знаменитые римские мосты и дороги), а также такие городские сооружения, как водопроводы, бани, фонтаны, цирки, амфитеатры, говорят о высоком уровне инженерного искусства, основанного на практическом применении законов механики, математики и гидравлики.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Технические достижения древнего Рима.
Население Рима ко II в. н. э. насчитывало приблизительно 1 млн. жителей, а все население греко-римского мира составляло около 50-60 млн. человек. Городское и сельское хозяйство требовало огромных материальных и технических затрат и деятельности большого числа людей, занятых в сфере «инженерной» практики (строителей, гидрологов, дорожников, военных инженеров), в торговле и сфере обслуживания (пекарей, сапожников, скульпторов, жестянщиков, оружейников, парфюмеров). Из списка занятий, достойных свободного человека, Сенека исключал живописцев, ваятелей, мраморщиков, поваров, борцов, атлетов и других, приспособивших, по его словам, свой ум к наслаждениям.
Широкое применение всевозможные технические изобретения находили при устройстве зрелищных мероприятий. В цирках, амфитеатрах, на театральных подмостках использовались сложнейшие и дорогостоящие механизмы. В Колизее, строительство которого было закончено в 80 г., применялись сменные арены, которые наполнялись водой для устройства морских сражений, подъемники, хитроумные системы блоков и прочие достижения инженерно-технической мысли.
Технические знания и умение находили широкое применение в конструировании всевозможных механических диковинок, уникальных игрушек. Во введении к «Пневматике» Герон Александрийский отличает технические приспособления, «используемые для практических нужд», от приспособлений, назначение которых «производить удивление и восхищение». В «Пневматике» Герона описывается приспособление, представляющее собой механическую игрушку, главным элементом которой был полый шарик, установленный над сосудом с кипящей водой и приводящийся в движение силой пара, который поступал в прикрепленные к шарику полые согнутые трубки. Использование силы пара, благодаря которому осуществлялось вращение шарика, дало повод к тому, что некоторые исследователи стали называть данное приспособление «паровой турбиной» Герона. Однако назначение описанного Героном механизма было вполне определенным и служило исключительно для развлечения.
О действительном состоянии уровня технических знаний и их приме-пении в период Империи дают представление сочинения Витрувия «Об архитектуре», Герона Александрийского «Механика», а также свидетельства Плиния Старшего, Сенеки, Колумеллы. К началу нашей эры использовались для практических нужд следующие достижения техники в различных областях деятельности.
В строительном деле: использование «гидравлической смеси» (бетона); применение кладки из обожженного кирпича и использование кирпично-бетонной сводчатой техники. Наивысшего расцвета архитектура и строительное дело получили при Адриане. Архитектор должен был быть сведущим не только в планировании зданий или городов, но и разбираться в строительной технике, особенно фортификационных укреплениях военного назначения. Он также должен был уметь применять на практике знание механики при изготовлении приборов для измерения времени (солнечные и водяные часы), при изготовлении грузоподъемных кранов, военных приспособлений.
В ремесленном производстве: изобретение прозрачного стекла и развитие стеклодувного дела; мраморная облицовка общественных и частных зданий; изобретение отопительных систем и их использование в городских банях, а также в частных городских домах и загородных виллах.
В сельском хозяйстве: внедрение ротационной мельницы вместо зернотерки, что позволяло использовать мускульную энергию животных (ослов или мулов, иногда лошадей); изобретение водяной мельницы. До сих пор неизвестны археологические свидетельства о водяных мельницах ранее II в. н. э. Медленное распространение водяных мельниц объясняется тем, что они были сложными в техническом отношении сооружениями, предназначенными для использования в крупных хозяйствах, и требовали значительных денежных вложений. Наиболее известен комплекс из 16 водяных мельниц. Более широкое распространение получили мельницы, которые были открыты в Помпеях,- они были просты по устройству, приводились в движение силой животных и обслуживали небольшие хозяйства. Контраст между этим традиционным типом мельниц и водяными мельницами был разительным во всех отношениях. Наряду с традиционными канатными прессами стали использовать винтовой пресс.
В механике: изобретение винта и шестерни; усовершенствование в связи с этим ювелирных инструментов и медицинских приборов.
Из перечисленного видно, что, не смотря на достижения в отдельных областях техники, античная цивилизация не стала цивилизацией технической. Среди причин называют обычно ограниченное применение источников энергии (воды, ветра и пр.), даже мускульная энергия животных не использовалась в должной мере. Основным средством передвижения и перевозки тяжестей оставались бычьи упряжки, ослы и мулы. Лошадей широко не употребляли ввиду того, что не знали стремени (оно появилось только в VIII в. н. э.). Оглоблевая телега оставалась неизвестной в Риме вплоть до III в. н. э., а следствием этого была высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта, что, в свою очередь, не способствовало развитию мануфактурного производства.
Наряду с ограниченным использованием энергетических ресурсов и неудовлетворительным состоянием наземного транспорта часто говорят о применении некачественных металлов в создании механизмов. Основными материалами в данном случае были бронза и железо. В ходу были традиционные медицинские инструменты, изготовленные из бронзы, хотя были известны более совершенные стальные, которые, тем не менее, использовались в редких случаях. Железа постоянно не хватало из-за несовершенных методов плавки, оно шло в основном на изготовление оружия и рабочего инструмента; качество железа оставляло желать лучшего, так как температуры античных способов плавки были недостаточны, весь процесс очень сложен, да и сами мастера имели о нем весьма приблизительное представление. Дальнейшие открытия, связанные с обработкой железа, оставались вне технических возможностей времени. Применение железа в промышленных масштабах стало возможным гораздо позже благодаря двум последующим открытиям: повышению температур плавки и использованию коксующегося каменного угля. К перечисленным факторам можно добавить отсутствие в античный период механических часов, компаса, управляемого руля, малоэффективное использование парусных судов, низкое качество стекла, громоздкую числовую нумерацию и т. п., без которых невозможно достичь высокого уровня технического прогресса.

2.2 Строительная техника. Винт Архимеда.
В отличие от Греции Древний Рим не оставил после себя никакого научного и технического наследия. Исключение, пожалуй, могут составить только военная и строительная техника. Описание всех видов строительной техники, используемой Римлянами, заняло бы слишком много времени, поэтому остановимся лишь на отдельных, наиболее важных из них, включив сюда, в первую очередь, грузоподъемные и гидравлические машины и механизмы. Витрувий наряду с описанием военных машин упоминает о различных видах грузоподъемного оборудования, включая блоки, полиспасты, кабестаны, копровые сваезабивочные машины и т. д. До наших дней дошли изображения строительных машин и механизмов, описанных Героном Александрийским (около I в. н. э.) в его «Механике». Все эти машины и механизмы приводились в действие с помощью силы рук, ног, а позднее - воды и оставались до наступления эпохи пара основными в строительной технике. Принцип их действия в наши дни остался таким же, как и 2000 лет тому назад. Римляне располагали тремя типами гидравлических машин, два из которых, по крайней мере, были заимствованы у греков. Это подъемное колесо и винт Архимеда - нагнетательный насос. Из всех перечисленных типов машин наибольшее распространение получил винт Архимеда. Он состоял из деревянного сердечника - винта, обитого по спирали медными полосами, и деревянного цилиндра. Длина всей машины могла достигать 11-12 м, а угол наклона к горизонту составлял 22-45°. Винт приводился в движение при помощи специальной рукоятки, укрепленной на верхнем торце машины. Располагая эти винты один над другим, можно было ими откачивать воду с большой глубины. Широкое распространение в римской строительной практике получило грузоподъемное оборудование. С их помощью было возведено большое количество монументальных зданий и сооружений, среди них гордость Рима - Колизей, бетонный Пантеон, колонна Траяна, мраморные блоки которой весили 50 т каждый. При строительстве акведука Клавдия, длина которого была более 14 км, потребовалось поднять 560 тыс. т тесаного камня. Среди многих видов грузоподъемных механизмов весьма оригинальным является триспастос - ступальный кран, работающий по принципу беличьего колеса. Предполагают, что при строительстве Пантеона были использованы подъемный кран со ступальным колесом и ступальный свайный копер. Возможно, что для подъема камней очень больших размеров и массы, например барабанов колонн или архитравов, пользовались более «старым» испытанным египетским способом, о котором упоминает еще Плиний Старший. По его словам, камни поднимали по наклонной плоскости, образованной мешками, наполненными сухим песком, при этом сами камни располагались несколько выше их будущего места опоры. Затем песок медленно высыпали из мешков до тех пор, пока каменные глыбы не занимали свое проектное положение. Однако, несомненно, что все же чаще использовали подъемные краны как более производительное грузоподъемное оборудование. Для подъема камней кранами в одном случае на двух противоположных плоскостях камня вытесывались подковообразные борозды, через которые просовывали веревочные канаты и цепляли их за крюк крана. В другом - в камнях проделывали сквозные отверстия, через которые можно было пропускать подъемный канат, или, сделав на них специальные выемки, можно было ухватить их своего рода «клещами». Доставка камней из каменоломен к месту строительства была одной из наиболее трудоемких операций.

Сухопутная доставка грузов осуществлялась при помощи волокуш, телег и тягловых животных. Погрузка и разгрузка их происходила как с помощью рычагов, клиньев и крюков, так и с помощью подъемных механизмов. Громадные мраморные глыбы, большая часть которых доставлялась в Рим из Египта, переправлялись морем на специально устроенных баржах. Для этого баржи подавались к месту погрузки полузатопленными, с помощью уложенных для этой цели камней. После погрузки мраморных глыб на баржу эти временно уложенные камни убирались, баржа приподнималась и груз перевозился к месту назначения.

2.3 Водопроводы древнего Рима.
В истории развития систем водоснабжения древнеримские водопроводы занимают особое место. Их сохранившиеся до наших дней остатки свидетельствуют не только о величии и могуществе Древнего Рима, но и о высочайшем для античного мира уровне развития инженерной мысли. Крупнейший город древности (по современным оценкам, в период империи его население составляло от 600 тыс. до 2 млн. чел.), к тому же расположенный на холмах, не мог не иметь развитой системы водоснабжения. В нем функционировали 11 водопроводов. Первый из них – Аппиев, названный в честь руководившего этим проектом цензора Аппия Клавдия, был сооружен в 312 г. до н. э. и имел протяженность свыше 16 километров. Второй водопровод, построенный спустя 40 лет, имел длину 70 километров! Такой же по размеру был и третий, Марциев, водопровод. Общая протяженность римских водопроводов составляла 436 км, из них 55 км – мостовые сооружения. Они поставляли в город, славившийся своими фонтанами и банями (термами), от 700 тыс. до 1 млн. куб. м воды ежесуточно (по некоторым оценкам – до 1,5 млн. куб. м). Столь большое потребление воды может показаться чрезмерно высоким, но нужно иметь в виду, что древние римляне не знали запорной арматуры, и вода в системе текла непрерывно, обеспечивая промывку канализационных стоков.Такие расходы воды не могли обеспечить никакие известные в то время водоподъемные сооружения, поэтому вода в древнеримские водопроводы поступала самотеком из естественных источников, которые приходилось искать в горах (чтобы обеспечить перепад высот, достаточный для подачи воды в город, расположенный на холмах), иногда за десятки километров от города. Технологии производства труб в те времена находились в зачаточном состоянии: были известны гончарные и свинцовые трубы, в некоторых случаях использовали просверленные каменные блоки; естественно, обеспечить с их помощью столь большие потребности в трубах было невозможно. Поэтому для доставки воды строили каналы и лотки, и здесь древнеримские зодчие проявляли настоящее настоящие чудеса, демонстрируя глубокие знания механики и гидравлики и создавая гидротехнические сооружения, поражающие своими колоссальными размерами и высокой точностью расчетов. Современные исследования эффективности древнеримских водопроводов, включающие, в частности, компьютерное моделирование, показали, что системы, созданные 1,5 – 2 тысячи лет назад, вполне соответствуют ныне действующим стандартам.
Мы еще не раз отметим изящество инженерных решений и высокую точность их реализации при строительстве римских водопроводов. Напомним, что их создатели пользовались римской нумерацией, возникшей в V в. до н. э. и крайне неудобной для вычислений. Все расчеты выполнялись при помощи счетных досок и камешков (отсюда «калькуляция» - от лат. calculi - камешки).
Водопроводы были построены не только в Риме, но и в других городах Римской империи. Их остатки можно найти в Италии, Испании, Франции, Турции. Некоторые из них позволяют составить достаточно полное представление об устройстве и характеристиках древнеримских водопроводов.

Акведуки.

Наиболее заметным звеном в системах римских водопроводов являются акведуки – каменные мосты, сооруженные для пропуска канала с водой над долинами и оврагами. Самым высоким и, пожалуй, самым известным из них стал акведук Пон-дю-Гар через глубокую долину реки Гар на юге современной Франции. Высота этого сооружения – 49 метров, длина 275 метров. Высота его нижнего яруса с шестью арками – 21,87 м, ширина – 6,36 м; среднего с 11-ю арками – соответственно 19,50 и 4,56 м и верхнего, по которому проходил бетонный водовод – соответственно 7,40 и 3,06м. Длина пролета самых больших арок составляет 24,5 м.
Это функциональное инженерно - техническое сооружение без каких – либо декоративных элементов, но выполненное со впечатляющим архитектурным изяществом, являлось частью системы водоснабжения города Нима (римского Немауса). Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако некоторые археологи и историки оспаривают эту дату. Они считают, что постройка столь высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена.
Принято считать, что римские инженеры решали свои задачи чисто практически, на основе ранее наколенного опыта, и недостаток теоретических познаний компенсировали многократным запасом прочности конструкций. Однако современные исследования моста Пон-дю-Гар и всей системы водоснабжения Немауса, выполнены Джорджем Ф.У. Хоком и Ричардом А.Новаком, заставляют усомниться в справедливости этого мнения.
Долина, которую пересекает мост, известна своими ураганными ветрами (до 150 км/ч), а река под ним весной сильно разливается. Римляне знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно определять нагрузки, вызываемые ветром. Расчет опрокидывающих нагрузок под действием ветра и паводков даже в наше время является сложной задачей. Исследования Дж.Хока и Р.Новака показали, что растягивающее напряжение в основании опор нижнего и среднего яруса моста, вызывающее образование трещин, может возникнуть при ураганном ветре, скорость которого у поверхности земли составляет примерно 215 км/ч. Реальные же нагрузки, вызываемые ветрами в этом районе, лишь в редких случаях достигают половины той, которая возникает при этой расчетной скорости. Иными словами, мост имеет примерно двукратный запас прочности, или устойчивости к нагрузкам, которые приводят к появлению трещин. Этот запас прочности вполне достаточен и соответствует принятому в современном строительстве.

Каналы.

Однако Пон-дю-Гар – лишь наиболее заметное звено системы водоснабжения Нима. Чтобы в полной мере оценить совершенство проектных и технических решений древнеримских инженеров, необходимо рассмотреть всю систему.
Она начиналась от источников вблизи небольшого селения Уцеция (ныне Юзес) и заканчивалась у склона холма в Немаусе, где находился круглый «кстеллум» (водосборный бассейн). Оттуда вода по десяти распределительным трубопроводам подавалась на более низкие уровни.
Расстояние по прямой от Уцеции до Неамуса составляло примерно 20 км. Трасса водопровода по этому пути проходила бы через холмы и узкие ущелья, что потребовало бы сооружения по меньшей мере одного 8- километрового туннеля. Люди научились строить такие туннели лишь спустя многие столетия. Холмы не давали обойти эту местность и с запада, поэтому единственно возможным решением был ее обход по дуге с востока.
Этот путь требовал сооружения канала длиной 50 км, который долж
и т.д.................

Большие изменения происходят в культуре римского общества в период с 3 по 1 века до н.э.. Наблюдается рост числа образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет «импорта» образованных греков-рабов. Для поднятия репутации Рима в покоренных странах высший слой начинает все более активно осваивать эллинскую культуру. Богатые люди посылают своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некоторые из последних переселяются в Рим, как это, например, сделал историк Полибий (202 -- 120 гг. до н.э.), написавший многотомную «Историю», где прославляется великая миссия Рима.

Под греческим влиянием развивается также литература, появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта (ок. 250--184 гг. до н.э.) и Те-ренция (190--159 гг. до н.э.), чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Тита Ливия Андроника (280-204 гг. до н.э.), который перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий, который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур.

Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов. Надо отметить, что форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый -- Форум Романум -- был сооружен в 6 веке до н.э., а затем к нему добавили еще пять форумов -- Цезаря, Августа, Beспасиана, Нервы и Траяна. Самым грандиозным оказался форум Траяна, построенный Аполлодором Дамасским и состоявший из нескольких сооружений: окруженный колоннами двор, триумфальная арка, храм-базилика.

Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Со своей задачей он во многом справился. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди которых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. Он сооружает свой форум -- форум Августа, продолживший форум Цезаря и ставший одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа сооружает Пантеон -- храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры. После Августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитый Колизей или амфитеатр Флавиев, который вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ. В повседневной жизни Империи в моду входят термы -- общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали Термы Каракаллы.

Весьма примечательна также вилла Адриана в Тиволи. Расположенная в живописном парке, она представляет собой ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Афинскую Академию и Ликей. Данное обстоятельство сделало виллу исключительно популярной сегодня -- в связи с появлением архитектуры постмодернизма, поскольку она считается первым историческим памятником подобной архитектуры.

Правление императора Августа названо «золотым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга -- богача и правителя Гая Мецената (7--8 гг. до н.э.), чье имя стало нарицательным, сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Самыми знаменитыми из них были Вергилий (70--19 гг. до н.э.), Гораций (65 -- 8 гг. до н.э.) и Овидий (43 г. до н.э. --18 г. н.э.). Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой даются советы земледельцам, и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма «Энеида», которая была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа. Задушевным другом Мецената был и величайший римский лирический поэт Гораций. Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в которых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Овидий добился большого успеха, прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой «Метаморфозы», повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма «Фасты» рассказывает о римских религиозных праздниках.

В эпоху Империи весьма успешна развивается наука. Самыми выдающимися учеными- стали Плиний Старший (23/24-79), Птолемей (83 -161) и Гален (129 - 199). Первый из них, будучи к тому же писателем, написал многотомную «Естественную историю» (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима. Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд «Альмагест» обобщал все знания античности в области астрономии. Птолемею принадлежат также работы по оптике, математике и географии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде «О частях человеческого тела» он впервые дал анатомо-физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия (59 г. до н.э. --17 г. н.э.) и Тацита (ок. 58 -- 117). Первый является автором грандиозной «Римской истории от основания города» (142 тома), в которой раскрывается смысл «римского мифа» и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих трудах -- «Анналах» и «Истории» (14 томов) -- излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.

История Древнего Рима охватывает период с VIII века до нашей эры по V век н.э.

Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистичекий портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства.

Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но вырасло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит к III тысячелетию до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.

Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.

В свою очередь, римская культура в пору расцвета оказала влияние на последующее развитие Европы.

Рим создал свою цивилизацию, основанную на особой системе ценностей.

По преданию, после гибели Трои в Италию пришел потомок иллирийского царя Дардана троянский герой Эней с сыном Асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город, названный ее именем.

Подробно сохранился миф об основании Рима: близнецы Рем и Ромул были по приказу царя Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но, когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Воспитанные пастухом и его женой, они выросли и узнали о своем происхождении и основали город на том месте, где их нашли. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и стал первым царем Рима. Наряду с влиянием этрусков, свои традиции в искусстве создавали италики.

Раскопки показывают дату возникновения Рима. По преданию, он был основан 21 апреля, в день праздника пастушеской богини Палее, в 753 году до нашей эры. И действительно, первые следы поселения датируются археологами VIII веком до н.э.

Искусство Древнего Рима прошло долгий и сложный путь развития, изменяя свой характер и границы распространения.

Древнейшие памятники на территории Италии относятся к периоду палеолита.

В VI веке до н.э. сооружается храм Юпитера Капитолийского.

В Республиканский период (конец VI века до н.э.- 1 век до н.э.) начинается подъем искусства Рима. Широко развивается архитектура, около Рима созданы крепостная стена, Апиев водопровод, Апиева дорога.

Центром общественной жизни стал Форум – площадь, созданная в болотистой долине, осушенной каналом.

В период Республики формируется искусство точного скульптурного портрета.

Завоевание в III веке до н.э.греческих городов на юге Италии дало толчок к широкому проникновению в искусство Рима греческой художественной культуры. Старые традиции римского искусства сочетались с искусством новых провинций.

В период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши, направление. В Римской архитектуре складываются типы парадно-триумфальных сооружений (арки, колонны).

В строительстве широко используются купола, крестовые своды. В изобразительном искусстве достигаются небывалые в Древнем мире острота портретной индивидуальности, богатство, сложность в передаче пейзажа.

Усиление Рима как средиземноморского государства обусловило расцвет

монументального зодчества. Создается Форум Мира, строятся Колизей, Арка Тита, а также огромный стадион на Марсовом поле.

Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин величественно возвышается амфитеатр Флавия под названием «Колизей».

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. на месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием «Золотой Дом».

Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого монументального сооружения, поскольку не любили дом тирана.

В 60 году при Тите Флавии состоялась пышная церемония открытия, по случаю которого были объявлены стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов.

Завершенный в значительной мере при императоре Домициане и отреставрированный в эпоху Септимия Севера, Колизей в течение многих веков продолжал оставаться символом величия и мощи Рима.

Как уже говорилось выше, в период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши и пышности, направление. Распространившись по всей Римской империи, оно служило целям пропаганды и утверждения существующего строя. Создаются предназначенные для людских масс монументальные постройки с величественными фасадами, огромными внутренними помещениями (форумы, термы,театры,цирки).

С началом кризиса Римской рабовладельческой системы развитие архитектуры приостанавливается. Скульптура преобретает новые черты. Особое развитие преобретает портрет, в котором с психологической глубиной и точностью раскрывается духовный мир человека.

К V веку в искусстве Рима со всей отчетливостью сказался распад античной культуры. Под воздействием христианской идеологии утрачивается представление о цельности человеческого образа, в котором главную роль начинает играть духовное содержание.

Реалистические принципы античного искусства вытесняются средневековой условностью, жизненные образы – каноническими изображениями святых.

Искусство Древнего Рима сыграло огромную роль в истории художественной культуры многих стран Европы, Азии и Африки. Историческое значение искусства Рима заключается в создании реалистического портрета и в больших успехах архитектуры: римскими зодчими были созданы новые типы домов и общественных зданий, предназначенных для огромного количества народа, введены новые декоративные приемы. К искусству Древнего Рима неоднократно обращались художники последующих времен.Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды римской мифологии. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Неплохо сохранились фрески некоторых вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувий.В отличие от Греции, искусство Рима использовалось не для выражения возвышенных чувств и идей, а для демонстрации богатства и престижа.

Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинских произведений искусства.

Общими характеристиками древнеримского искусства являются : отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.

Постепенно образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Быт древних римлян был абсолютно современным – водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы - праобраз канализации.

Римкий театр, в отличии от греческого – это уже отдельное здание, впервые в нем появляется сцена. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Очень важной декоративной частью римского дома были мозаичные полы, от простых, использующих белую гальку, до тончайших мозаик.

Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых жила городская беднота на узких, густонаселенных улочках, в домах, имевших до 5 этажей.

Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме.

Цивилизация древнего Рима не стала культурой технической, хотя в области аграрного производства римляне достигли известного технического прогресса.
Среди причин, не позволивших развивать технику, науку обычно называют ограниченное применение источников энергии - воды, ветра, пара и др. Даже мускульная энергия животных не использовалась в должной мере. Основным средством передвижения и перевозки тяжестей оставались бычьи упряжки, ослы, мулы. Лошадей широко не применяли ввиду того, что не знали стремени. Оно появилось только в VIII в. н. э. Оглоблевая телега оставалась неизвестной вплоть до III в. н. э. Следствием этого была высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта, что не способствовало развитию мануфактуры.

Техника использовалась в непроизводственной сфере, для развлечений, в военном деле. И здесь римлянам приходилось многому учиться у греков. Наука, философия также были заимствованы и пришли слишком поздно, чтобы получить оригинальные формы развития. Виной этому обычно называют рабство. Но и в соседней Греции также использовали труд рабов, но тем не менее здесь развилась глубоко оригинальная и научная, и философская мысль.
В наиболее концентрированном виде античная культура выражается в политическом мышлении. Политика - вот единственно достойное занятие для гражданина, свободного человека - так считали и римляне, и греки.

Полис оставил после себя три идеи.
Первая идея - идея гражданства - членства в полисе, городе-государстве. Отсюда сопричастность всей жизни полиса, цивитас.
Вторая идея - демократия - народовластие, народоправство - сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства.
Третья идея - идея республики - общего дела, а значит, возможность путём выбора занять своё место в "общем деле". Отсюда развитие выборного начала, сменяемость полководцев, их подотчётность сенату, коллегиальность в решениях.

Если культура Греции исчерпала себя этими идеями, то античный Рим пошёл дальше - в кризисный момент он утвердил идею единого, централизованного государства. Таким образом, он создал условия для распространения единой, унифицированной культуры. Более того, Рим пошёл ещё дальше, к идее империи - неограниченной, неразделённой власти главы государства. И это продлило жизнь культуры Рима по отношению к культуре Греции ещё почти на пять столетий, но всё же не спасло её: римляне в IV в. н. э. разучились воевать и даже защищаться. Достаточно вспомнить, что после разорения Рима вандалами в 455 г. римляне обсуждали, не как восстановить город, а как устроить цирковое представление; на большее они уже не были способны. А вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления.
Наиболее полно и завершённо культура проявляется в нравственности, в моральном кодексе, который каждый народ разрабатывает для себя. Моральные нормы, разработанные римлянами, богаче, чем нормы античного греческого полиса. Если греки свели все добродетели к четырём - справедливости, мудрости, мужеству, умеренности, то римляне не ограничивали их число, так же как и количество богов. Человек ценился не по отдельным своим качествам, достоинствам, а по их совокупности: сумма всех нравственных качеств и составляла новую цельность - virtus, доблесть. Но, в отличие от греческого полиса, где нормы исходили от гражданского общества, в Риме их утверждающим началом являлось государство. Сами добродетели приобрели независимое от человека существование, навязывались ему в виде государственных, сакральных персоналий, олицетворялись в богах и императорах. Concordia (согласие), Fides (верность), Honor (честь), Clementia (кротость), Virtus (доблесть) - плюральные нормы и качества, приписываемые императорам, но это - и отдельные божества. Римская религия была государственной, и чиновник был и главным служителем - понтификом. Сложилась определенная иерархия ценностей. Гай Луциллий дал такую схему:
На первом месте стоят деяния на благо отчизны и качества человека, их обеспечивающие, например, патриотизм.
Затем идут ценности, направленные на благо родных - семья.
На последнем месте стояли ценности, в которых выражалась забота о собственном благе - эгоизм, индивидуализм.
Или, как выражено в поэтической форме:

"Надо сначала о благе отчизны подумать,
После - о благе семьи и потом уже только -
- о нашем"

(Луциний, I в. до н. э.)

Наградой за virtus, то есть за развитие нравственной культуры как высшей ценности был почёт, Honor, всенародное одобрение, признание. Рим утвердил целый перечень почётных выборных должностей, cursus honorum, на которые выбирались в награду за проявленную virtus.
Деяния мужественных людей обеспечивали римлян свободой. Свобода была тесно связана с независимостью, зависимый человек не мог быть свободным. Поэтому считалось, что должность, выполняемая за деньги, не может считаться свободной: "Жалованье делает человека рабом", - считали римляне. Поэтому на должности продвигались люди богатые.

Позднее, когда междоусобные, гражданские войны стали раздирать римское общество, стали утверждаться новые ценности - humanitas (гуманность), а ещё позднее, в период империи - urbanitas (изящество, обходительность). Таким образом, гуманизм - не исходная ценность культуры. Пока культура развивается и её собственные противоречия не достигли развитой формы, общество не ценит гуманизма, заботы о конкретном человеке, не культивирует его. Всё затмевает собой долг, обязанность, необходимость, исходящие от государства, коллектива, общества, то есть организующего, рационального начала. По мере их разложения, центр мотивации переносится на самого человека, он становится высшей ценностью, мерилом оценок, целью культуры. Хотя культуры Рима и Греции развивались синхронно во времени и пространстве, ценности, которые признавались ими, были различны. Это различие вызывало интерес ещё у мыслителей древности. Так, Корнелий Непот, знаменитый римский писатель, обратил внимание на различия, имеющиеся в культуре римлян и греков. Непот отмечал, что "найдутся многие люди, которые сочтут сочинения подобного рода легкомысленными и не слишком достойными своих важных героев, коль скоро они прочтут сообщение о том, кто учил музыке Эпаминонда, или в перечне его добродетелей встретят упоминание о том, что он "изящно танцевал и умело играл на флейте"". Итак, для римских читателей Непота занятия музыкой, танцы, игра на флейте - занятия "легкомысленные" и не достойны "важных героев". Это будут читатели, отмечал Непот, "чуждые греческой образованности, которые считают правильным только то, что согласуется с их понятиями. Если же они узнают, что все народы понимают достойное и позорное не одинаково, но судят обо всем по обычаям своих предков, то не станут удивляться, что я рассказываю о доблести греков, сообразуясь с их нравами.

Не стыдно было, например, великому афинскому гражданину Кимону взять в жёны родную сестру, поскольку сограждане его придерживались такого же правила; по нашим обычаям это считается нечестивым
...Во всей почти Греции большой честью считалось быть провозглашённым победителем на Олимпийских играх, и во всех племенах ни для кого не считалось позорным выступать на сцене, теша зрелищем народ; а у нас такие занятия расцениваются либо как позорные, либо как низкие и не совместимые с достоинством.
И, напротив, многое из того, что считается по нашим обычаям пристойным, кажется для греков постыдным. Например, кто из римлян постесняется привести на пир жену? Или чья мать семейства не занимает почетнейшего места в доме и не бывает в обществе?

В Греции... к столу женщина приглашается только в том случае, если собирается родня, и пребывает она постоянно только во внутренней части дома, именуемой гинекеем, куда нет доступа никому, кроме близких её родственников." И далее Непот делает вывод: "Все эти утехи (то есть занятия музыкой, танцами, пением, философией) по нашим понятиям пусты и, пожалуй, достойны презрения, но в Греции, особенно в те времена, они почитались весьма высоко... У нашей знати не принято заниматься музыкой, а танцы у нас почитаются пороком. У греков же эти занятия считаются приятными и почтенными.".
По мере обострения противоречий - экономических, политических, социальных, разлагалась и культура Рима, обеспечивавшая долгие столетия его единство и целостность. Сами римские мыслители отмечали определённый регресс своей культуры, но сделать ничего не могли. Тацит, знаменитый римский историк, передавал слова правоведа эпохи ранней империи Гая Кассия Лонгина: "Меры, которые принимались в старину в любой области, были лучше и мудрее, а те, что впоследствии менялись, менялись к худшему". Известный поэт Гораций ту же мысль выразил в художественной форме:

"Чего не портит пагубный бег времён?

Ведь хуже дедов наши родители,

Мы хуже их, а наши будут

дети и внуки ещё порочнее."

Обнаружив следы упадка культуры, римское общество смирилось с этим, приняло это, как фатальную неизбежность, и не нашло в себе силы найти Ответ на Вызов истории. Его будут искать другие народы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: