Качества офицера. О личной примерности офицерского состава при выполнении служебных обязанностей. Место и роль офицеров в реализации требований министра обороны российской федерации по информационному обеспечению реформы вооруженных сил рф Роль офицерског

Руководителю занятия рекомендуется акцентировать внимание слушателей на том, что с одной стороны – проводимая военная реформа осуществляется для обеспечения надежной обороны страны, для улучшения условий службы и быта военнослужащих. С другой – ее успех во многом определяется профессионализмом и морально-психологическим состоянием самих военнослужащих. Этому и посвящен следующий вопрос.

Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Приступая к изложению третьего вопроса, руководителю занятия рекомендуется напомнить, что сущность военной реформы заключается в качественном преобразовании Вооруженных Сил. Задача обеспечения внешней безопасности России по-прежнему остается актуальной. В связи с изменением характера и масштаба военных опасностей для страны происходит определенная корректировка конкретных задач видов Вооруженных Сил. А это неизбежно предопределит содержание и направленность всего процесса боевой подготовки и военной службы.

Главная задача сдерживания любой возможной агрессии возлагается по-прежнему на Ракетные войска стратегического назначения. Они служат стержнем системы национальной обороны России, надежной гарантией ее безопасности. А на период глубоких экономических и политических преобразований, включая военную реформу, роль фактора ядерного сдерживания даже повышается.

По обычным Вооруженным Силам и вооружениям Россия и в новых условиях обладает достаточными возможностями для сдерживания вероятного противника от развязывания военных конфликтов, локального и меньшего масштабов. Важную роль в этом отношении призваны играть соединения постоянной готовности Сухопутных войск, отличающиеся мобильностью Воздушно-десантные войска. В локальных войнах и вооруженных конфликтах возрастет значимость частей ВВС.

Современный этап военной реформы характерен масштабной реорганизацией армии и флота. Идет массовое увольнение военнослужащих. Осуществляется вывод из состава Вооруженных Сил многих обеспечивающих структур. Важно, чтобы все эти и другие мероприятия и впредь проводились организованно, без каких-либо сбоев. Главное – не допустить ослабления внимания к задачам повышения бдительности и боеготовности . Ни в коем случае нельзя допускать благодушия и беспечности, ибо современный мир небезопасен.

Успех военной реформы, уровень боеспособности армии и флота зависит, прежде всего, от качества и эффективности ратного труда военнослужащих, особенно офицерского состава. Требования к офицерам – организаторам обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в армии и на флоте существенно возрастают. Министр обороны РФ, Маршал России И.Д. Сергеев отмечает: «Нельзя забывать, что состояние армии и флота определяется, прежде всего, состоянием офицерского состава. Именно офицеры, настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с достоинством несут свое высокое звание защитника земли Российской» («Красная звезда», 1 июля 1997 г.).

Действительно, именно офицеры в решающей степени определяют результаты военных преобразований. Несмотря на многочисленные материально-бытовые проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются, офицеры, как правило, выполняют свой служебный долг с высочайшей отдачей. Судьба проводимой реформы в руках офицерского корпуса. Именно от его профессионализма в первую очередь зависит качество боевой подготовки, уровень воинского мастерства солдат и сержантов. А личный пример соблюдения российских законов и воинских уставов офицерами служит действенным средством утверждения правопорядка в войсках.

В офицерских аудиториях представляется целесообразным более подробно остановиться на задачах офицерского состава применительно к конкретным частям (кораблям), подразделениям.

Внимание офицеров сегодня должно быть приковано, прежде всего, к вопросам повышения боевой выучки подчиненных. Боевая подготовка – это пока единственное, чем можно компенсировать сокращение численности личного состава и систем вооружения. За боевую подготовку при всех сложностях с недофинансированием надо браться по-настоящему, использовать эффективно учебное время и экономить материальные средства. Боевая учеба, как требует Устав, должна быть «основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих в мирное время».

Целесообразно напомнить слушателям – воинам срочной службы содержание понятия «Боевая готовность». Это – способность войск (сил), части (корабля), подразделения в любых условиях обстановки начать военные действия, в установленные сроки выполнить поставленные задачи по защите Родины. Она является главным показателем качественного состояния Вооруженных Сил и состоит из многих важных компонентов (техника, вооружение, организованность, дисциплина, профессиональное мастерство и многое другое). Важно выяснить, как военнослужащие понимают свои задачи по ее обеспечению в современных условиях.

Одной из важнейших задач является – усиление воспитания военнослужащих. В этой работе необходимо руководствоваться требованиями военного законодательства и общевоинских уставов, Концепцией по военному строительству, Концепциями воспитательной работы, правового и военно-патриотического воспитания.

Руководителю занятия рекомендуется кратко остановиться на проблемах патриотического воспитания. Н.А. Некрасов написал замечательные строки: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь.» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе, человека в военной форме.

Целесообразно обратиться к военнослужащим с вопросами: что такое патриотизм? Почему необходимо формировать чувство патриотизма у воинов? Каковы пути его формирования в современных условиях?

Патриотизм – та основа, на которой зиждется сила и крепость наших Вооруженных Сил. Он является фундаментом морально-психологического облика и боевых качеств российского солдата и матроса. Только воин-патриот способен защищать свое Отечество самоотверженно, до последнего вздоха.

Патриотизм предполагает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему.

Патриотизм и верность воинскому долгу российские воины проявляли во все времена. Никогда не будут забыты подвиги древнерусских дружин и ополчений, воинов Петра, Суворова.

16 ноября 1941 года 28 гвардейцев-панфиловцев не отступили перед напором 30 фашистских танков, уничтожив более половины из них. Почти все они верные воинскому долгу геройски сложили свои головы за Родину, врага не пропустили. И таких примеров – множество.

Практика показывает, что от уровня патриотического и нравственного воспитания непосредственно зависит степень боевой выучки военнослужащих, их дисциплинированность и ответственность за службу. Без любви к Родине, Вооруженным Силам невозможно образцовое исполнение воинского долга.

В информационном обеспечении процесса реформирования чрезвычайно важно общие задачи военной реформы спроецировать на проблемы конкретной части (подразделения). Важно помочь людям увидеть реформу не только "сверху", но и "снизу". Для этой цели целесообразно максимально использовать, прежде всего, боевую учебу.

Не секрет, что в настоящее время боевая подготовка войск связана с известными трудностями. Тем более возрастает ответственность офицеров за ее организацию. В ходе занятий по боевой подготовке следует рассматривать весь учебный материал сквозь призму проблем реформирования Вооруженных Сил, разъяснять личному составу замысел, цели и ожидаемые результаты военной реформы.

Ключевую роль в информационном обеспечении процесса реформирования призвана играть общественно-государственная подготовка. Она имеет наиболее системную организацию, обладает определенной содержательной глубиной, имеет большие возможности по воздействию на сознание личного состава.

В соответствии с приказом министра обороны 1993 года № 250 занятия по ОГП проводятся с офицерами не менее 4-6 часов в месяц, с военнослужащими-женщинами -2 часа в неделю, с остальными категориями военнослужащих - не менее 3 часов в неделю. Предусмотрены также занятия с гражданским персоналом.

В сравнении с другими видами информационного воздействия ОГП имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до слушателей вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.

Следует учитывать, что многие офицеры частей (кораблей) являются руководителями групп ОГП. Перед ними стоит задача эффективно использовать возможности занятий в целях глубокого и всестороннего освещения задач и хода военного реформирования.

Планами общественно-государственной подготовки личного состава на 1998 учебный год предусмотрен блок тем, непосредственно посвященный военному реформированию. Имеются темы, освещающие опыт военных реформ прошлого. Особое значение имеют темы, отражающие сегодняшние проблемы военного реформирования в России. Не обойтись без освещения тех или иных сторон реформы при изучении и других тем. Здесь многое зависит от подготовленности и методического мастерства руководителей занятий.

Другой эффективной формой информационного обеспечения процесса реформирования является информирование личного состава. Согласно приказу Министра обороны РФ № 235 1995 года информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 1 часу; офицеров - 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих - не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснять проводимые государственными органами мероприятия по военному реформированию, факты успешного осуществления задач в рамках, реформы в войсках (силах), соответствующие решения командиров и начальников.

Большое значение имеет проведение единых дней информирования. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные вопросы реформирования, но и обеспечивает обратную связь. Опытный офицер-руководитель получает возможность изучать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным мероприятиям в рамках реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

С точки зрения информационного обеспечения военной реформы большую роль играет военно-социальная работа. Важное место в ней занимает доведение до подчиненных и разъяснение правовых документов как более общего характера, так и непосредственно связанных с реформой армии и флота. Особенно ценно, когда офицер не только сам проводит данную работу, но и привлекает к ней специалистов правоохранительных органов, представителей военного руководства, государственной власти, местной администрации. Безусловно, такая работа должна подкрепляться повышением уровня социальной защищенности военнослужащих, соблюдением принципов социальной справедливости в части (подразделении). Сделать все возможное для выполнения поставленных задач, для решения проблем подчиненных - первостепенная задача командира (начальника) любого ранга.

Важно использовать и такие формы, как вечера вопросов и ответов, чествования передовиков службы и учебы, подведение итогов работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

Эффективность информационного обеспечения военной реформы не будет достаточно высока без индивидуальной работы с подчиненными. Она дает возможность наиболее точно донести до каждого военнослужащего, рабочего и служащего стратегию реформирования, а также поставить подчиненным конкретные задачи, вытекающие из общей логики и целей военного реформирования.

Наряду с перечисленными формами в интересах информационного обеспечения следует использовать культурно-досуговую работу. Имеются в виду тематические вечера, устные журналы, художественная самодеятельность, викторины и многое другое. Словом, речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен огромный опыт. Перечень форм информационной работы будет неполным, если не упомянуть о стенной печати. Остается лишь внести в эту работу новые идеи, свежий фактический материал, настроить ее, образно говоря, на пульс реформы.

Совершенствуя уровень и направленность информирования различных категорий военнослужащих, целесообразно использовать соответствующие даты и юбилеи, прежде всего государственные праздники и дни воинской славы России. Последние определены Федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 16.03.95 г.

Для достижения большего эффекта в информационном обеспечении реформы не стоит замыкаться в рамках части (подразделения). Успех реформы во многом зависит от отношения к ней не только личного состава Вооруженных Сил, но и всего общества. Необходима активная работа с местным населением, на подшефных предприятиях, в организациях и учреждениях.

Проводя информационную работу, офицер должен учитывать социально-политическую реальность сегодняшнего дня. Одним из ее условий является многопартийность общества. Это вызывает идеологическое противоборство партий и течений, является причиной различной трактовки проблем реформирования в СМИ. Не исключено и полное искажение фактов. Противодействие подобным явлениям - одна из важнейших задач офицеров в рамках информационного обеспечения военного реформирования. В этом случае предпочтительна работа "на опережение", профилактика негативной, вредной реформе информации. Самым действенным средством в профилактике является своевременное, систематическое и объективное информирование личного состава части (подразделения) о событиях, фактах, проблемах хода реформы. Чем информация убедительнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.

Несомненно, говоря об информационном обеспечении реформы Вооруженных Сил, все предусмотреть невозможно. Однако главное в этой работе - творческий подход и предвидение, инициатива и настойчивость.

Специальный выпуск «Офицер Вооруженных Сил в современном российском обществе»

Кепель О.В.

РОЛЬ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА В ПОДДЕРЖАНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ

История военного строительства свидетельствует о том, что основной нагрузку по обеспечению дисциплины в армии несли командные кадры, и, прежде всего, офицеры. В данной статье автор представляет результаты проведенного исследования деятельности офицерского состава по поддержанию дисциплинированности военнослужащих русской армии с 1874 по 1914 гг.

До середины XIX в. отечественный офицерский корпус формировался в основном за счет дворянского сословия. Впоследствии, в связи с отменой сословных ограничений, в него влились представители разночинцев. Перед Первой мировой войной Российское кадровое офицерство по своему происхождению было всесословным1. Распространённым типом офицера в этот период был потомственный военный (во многих случаях и потомственный дворянин), носящий погоны с десятилетнего возраста, пришедший в училище из кадетского корпуса и воспитанный в духе безграничной преданности престолу и отечеству.

Система подготовки офицеров в России вполне отвечала требованиям времени, в результате чего, вплоть до революции 1917 г., отношение к офицерам в русском обществе, хотя и пошатнувшееся в конце XIX в., оставалось достаточно почетным, а качественный состав офицерского корпуса поддерживался на уровне, не уступающем уровню других профессиональных групп, образующих в совокупности культуроносный слой страны.

Разработанная и внедрённая во второй половине XIX - начале XX вв. система образования и воспитания способствовала тому, что качество подготовки офицерского состава русской армии перед первой Мировой войной не уступало уровню образования в армиях Европейских государств. Высоким было и моральнопсихологическое состояние выпускников вузов. Бывший юнкер Павловского училища Ольховский вспоминал: «После производства в офицеры, мне служба в полку показалась уже совсем легкой... Приходилось доучиваться, но не перевоспитываться»2.

Вся идеологическая машина государства, военное законодательство, традиции, окружающая обстановка способствовали формированию высоконравственного офицера. Воспитанные в понятиях рыцарской чести офицеры, как зеницу ока, берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Блюстителем офицерской чести являлся в каждом полку суд чести.

Офицерство воспитывалось и воспитывало армию и флот в сознании, что войско является не только защитником Отечества от врагов внешних, но и опорою царского строя от врагов внутренних.

В связи с сокращением срока службы нижних чинов меняется роль офицерского состава в обучении и воспитании подчинённых. Во времена, когда солдат служил в войске 25 лет, основной работой офицера было «погибать на войне». Однако в начале XX века, а в особенности после Русско-Японской войны, офицеры стали «тяжелоработающими». Требовалось много труда, чтобы за три года солдатской службы превратить полуграмотного новобранца в умственно и физически развитого и морально крепкого воина.

В дисциплинарной практике тех лет в распоряжении командиров имелись три основных метода наведения уставного порядка во вверенных подразделениях: метод принуждения, основанный на бессознательном страхе «перед произволом отдельного начальника»3; метод принуждения, основанный на страхе «перед известным законом»4, метод убеждения, основанный на нравственности и сознательном отношении к своему воинскому долгу.

Первый метод, существовавший вопреки военному законодательству, перешел по наследству от крепостнической эпохи Николая I. Сторонниками этого способа укрепления дисциплины были генералы и офицеры - противники всего нового и прогрессивного. Вопреки закреплённым в уставах прогрессивным принципам воспитания, они по-прежнему исходили из того, что дисциплина в армии должна держаться на страхе наказания, а основными формами её укрепления считали постановку под ружьё, карцер, телесные наказания и т.д.

Однако с конца 80-х - начала 90-х годов XIX в. обстановка начала меняться. По почину Киевского военного округа началось движение против этого явления. Командующий округом М.И. Драгомиров в приказе № 319 от 27 октября 1889 г. отмечал: «В некоторых частях дерутся. Прошу помнить, что в Дисциплинарном уставе сказано, какие на нижних чинов можно налагать взыскания, а коих никто иных налагать не имеет. Рекомендую охотникам до ручной расправы ознакомиться с XXII т. Свода В.П. 1867г., ст. 185, из которой они откроют, чего

могут ожидать в будущем, если позволят себе впредь, рядом с дисциплинарным уставом сочинять свой собственный»5.

Постепенно «кулачная расправа» стала прекращаться, особенно после 1904 г., когда телесные наказания в войсках были окончательно отменены - одновременно с отменою порки по приговорам волостных судов. «Кулачная расправа стала изнанкой казарменного быта - скрываемой, осуждаемой и преследуемой. Во всяком случае, ко времени великой войны рукоприкладство, где оно у нас существовало, являлось только больным пережитком изжитой системы и изжившего себя обычая»6.

Совершенствование законодательной базы воинской дисциплины, создание системы правоохранительных органов предполагало использование в дисциплинарной практике Русской армии метода принуждения, применявшегося к тем лицам, которые нарушали «.правила, предписанные военными законами».

Во второй половине XIX - начале XX вв. благодаря усилиям государственных и военных органов, лучших представителей офицерского корпуса важнейшим методом поддержания воинской дисциплины в армии становится метод убеждения. Воинскую дисциплину начинают укреплять посредством нравственного воспитания военнослужащих, формирования осознанного отношения к выполнению своего служебного долга.

В высшем руководстве страны и армии возобладало мнение, что телесные наказания, а тем более незаконные, являются не поддержанием дисциплины, а наоборот, представляют собой «в высшей степени расслабляющий её элемент». Постепенно «палочная дисциплина» уходила в прошлое и заменялась дисциплиной, основанной на правосознании и нравственности.

В соответствии с законодательством офицеры могли подвергаться как дисциплинарным взысканиям, связанным со спецификой военной службы, так и наказаниям по общеуголовному законодательству наравне с представителями других групп населения. К 1914 г. на офицеров могли налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечания и выговоры, объявляемые словесно или в предписании; 2) замечания и выговоры, объявляемые при собрании офицеров; 3) замечания и выговоры, объявляемые в приказе 4) домашний арест или арест с содержанием на гауптвахте на время до одного месяца; 5) неудостоение офицеров и гражданских чиновников к производству на вакансии или за выслугу лет, впредь до одобрительного засвидетельствования начальства; удаление от должности или командования частью.

Вообще в это время офицерство в целом отличалось высокой дисциплинированностью. Об этом свидетельствуют объективные данные статистики. Число офицеров, отдаваемых под суд, было незначительно, особенно если взять соотношение количества судимых офицеров и их общей численности за соответствующие годы. Так в 1825-1850 гг. один подсудимый приходился в среднем на 213 офицеров. В 1881-1885 гг. - на 222 офицера, в 1886-1890 гг. - на 326 и в 18911894 гг. - на 411 офицеров. В начале XX в. оно несколько увеличилось: в 1910 г. под судом находилось 245 офицеров (0,6% их общего числа), в 1911г. - 317 (0,8%)8.

Как явствует из данных, на протяжении десятилетий число офицеров, подвергнутых серьезным наказаниям (связанным с лишением свободы, ссылкой), оставалось очень невелико и обычно не превышало 2-3 десятков случаев в год. Даже краткосрочные аресты с содержанием на гауптвахте или в арестантских отделениях исчислялись несколькими десятками случаев.

Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX - начале XX вв. офицерский корпус в целом соответствовал уровню стоящих перед ним задач, ему отводилась решающая роль в процессе укрепления воинской дисциплины. Вместе с тем, существовал ряд факторов, снижающих эффективность офицерской работы.

Одним из них являлось недостаточное материально-финансовое обеспечение офицеров. Начиная с середины XIX в. «содержание офицера было нищенским» (Н. Обручев), его дух постоянно подрывали «ежедневная будничная нужда и лишения своей семьи» (А. Геруа). Денег на жизнь и потребности, соответствующие высокому статусу офицера и его напряженному труду, катастрофически не хватало. Так, подпоручик Российской армии на рубеже XIX - XX веков получал всего 600 рублей в год, т.е. значительно меньше зарплаты квалифицированного рабочего (3 рубля в день). Командир роты получал 1 200, а командир батальона - 1 740 рублей в год9.

Бедственное материальное положение среднего офицерского состава оказывало отрицательное влияние на нравственный климат в офицерской среде, на отношение офицеров к службе, обучение и воспитание подчинённых, уровень боевой готовности войск, состояние воинской дисциплины.

О том, что в офицерской среде было не все благополучно, свидетельствуют и результаты опроса мнения командиров высокого уровня (генералов, от начальника бригады и выше) о состоянии воинской дисциплины и правопорядка и ме-

рах по его укреплению, проведенного Комитетом по образованию и устройству войск в 1907 г. 10

Среди причин, отрицательно влияющих на состояние воинской дисциплины, высшие чины армии называли следующие: падение престижа офицерской службы; снижение интеллектуального, нравственного и делового уровней офицеров; отсутствие продвижения у офицеров в службе, откуда - всеобщая апатия; тяжелые материальные условия офицеров; безнаказанность высших начальников; трусость некоторых офицеров в «смутное время»; пристрастие начальства к некоторым офицерам, любовь к подслуживанию и внешнему угодничеству, нетерпимость к людям с самостоятельным характером; пьянство среди офицеров; понизившийся дух корпуса офицеров; проблема высокой текучести кадров штаб-офицеров в полках; тенденция «ложной гордости антидисциплинированности» среди молодых офицеров; старение офицерского корпуса; неравенство требований к дисциплине к младшим офицерам и генералам; изъяны наградной системы: значительная часть награждений в Русско-японскую войну была неправильной, несправедливой, аморальной, а их количество - непомерно большим; отсутствие у многих высших руководителей хорошего строевого опыта, помогающего впоследствии командирам удерживать должное состояние дисциплины и порядка и т.д. Многие высшие военные руководители совершенно справедливо считали, что упадок дисциплины среди нижних чинов в период первой русской революции, несомненно, являлся прямым следствием снижения дисциплины среди офицеров.

Результатом влияния негативных тенденций стало то обстоятельство, что отток офицеров из армии стабильно превышал её пополнение. Это приводило к постоянному некомплекту офицеров. Так в 1897 г. из армии ушло 3 700 офицеров, поступило - 3 415, т.е. на 7,71 % меньше! Особенно это сказывалось на строевых частях, где, собственно и формировалась мощь армии. Происходил массовый уход из армии молодых офицеров, не видевших никаких перспектив своей службы. Подсчёты, проведённые А. Геруа, показали, что только в кавалерийских частях за период 1896 - 1906 гг. прибыло на службу 2 526 выпускников училищ, а ушло 1 169 (43,5 %)11, причём основная масса покинула именно строевые части.

Руководство военного ведомства знало об этих проблемах, пыталось их решать. Но как показали последующие события, до конца их устранить так и не удалось.

Важную роль в системе поддержания воинской дисциплины, наряду с офицерами, играл унтер-офицерский состав. Подготовить грамотных, дисциплинированных и требовательных унтер-офицеров, фейерверкеров и вахмистров, по мнению руководства Военного ведомства, означало во многом решить сложные задачи обучения и воспитания солдат армии. «Моя многолетняя практика показывает, - писал А.Ф. Редигер, - что унтер-офицер должен быть учителем солдата, следовательно, сам должен твердо знать элементарные сведения о службе, оружии, которые должен преподавать - он должен быть первым солдатом. без хороших унтер-офицеров мы получим армию без учителей, и можно опасаться, что увеличение численности армии будет сделано в ущерб её качеству»12.

Понимая, что хорошим командиром может быть тот, который служит продолжительное время, власть и армейское командование принимали меры по удержанию унтер-офицеров на сверхсрочной службе. «Для унтер-офицера желательна продолжительная служба; можно считать, что он после трех лет как раз

начинает приносить пользу как учитель и воспитатель» . Руководство Военного ведомства, заинтересованное в сильном и хорошо подготовленном унтер-офицерском кадре, требовало от войсковых командиров обратить должное внимание на подбор младших командиров и комплектование ими частей14.

В результате принятых мер в конце XIX в. в войсках имелось около 10 тыс. унтер-офицеров сверхсрочной службы15. Однако сравнение числа сверхсрочнослужащих в России и европейских армиях было явно не в нашу пользу. Так, в Германии на роту приходилось около 12, во Франции - 6, в Австро-Венгерской армии -3, а в России только 2 сверхсрочнослужащих унтер-офицера16.

Предметом заботы органов военного управления была подготовка младших командиров, которая осуществлялась в высших или полковых школах для подго-

товки унтер-офицеров.

В войсках унтер-офицеры несли основную ношу в одиночном обучении солдата, а также в его воспитании, привитии навыков службы и дисциплины. Поэтому они играли в армии главную роль в формировании новобранца и превращении его в солдата. Устав внутренней службы 1910 г. определял статус унтер-офицера следующим образом: «При нынешнем развитии стрелкового боя взводные унтер-офицеры, отделенные начальники, должны быть действительными на-

чальниками подчиненных им нижних чинов» . Там же довольно подробно и основательно были расписаны обязанности отделенного начальника, взводного унтер-офицера и фельдфебеля. Воинские уставы предоставляли значительные дис-

циплинарные полномочия унтер-офицерам. В частности, фельдфебель мог подвергать солдата аресту сроком на одни сутки.

Самым многочисленным объектом дисциплинарного воздействия командиров всех степеней являлись нижние чины. Именно они, в первую очередь, определяли состояние дисциплины в войсках.

Военные реформы второй половины XIX - начала XX вв. привели к сокращению срока действительной службы по призыву, отмене телесных наказаний, изменили психологию простого солдата, предъявили более высокие требования к его военной подготовке и дисциплинированности.

Важную информацию об особенностях службы нижних чинов мы находим в мемуарах А.И. Деникина «Старая армия»19. Их изучение позволяет сделать ряд выводов о качестве призывного контингента в Российской армии накануне Первой мировой войны.

Во-первых, армия в этот период оставалась по преимуществу крестьянской. Перед войной контингент нижних чинов составлял 1 350 тыс., а ежегодный призыв - 450 тыс. человек.

Во-вторых, несмотря на принятые ранее меры среди новобранцев был высокий процент безграмотных (в Германии в годы, предшествовавшие первой мировой войне, поступало неграмотных новобранцев менее 1%, во Франции - 2-3, в России - около 45%), что заставляло «командный состав тратить много сил и времени на ту работу, которую у соседей производил школьный учитель».

В-третьих, русский солдат был исключительно выносливым, но отличался полным отсутствием представлений о спорте. «Силач - подковы гнет - не может подтянуться на 5-6 ступеней по наклонной лестнице: пот катится градом, трещит по швам «4-й срок», и опускает беспомощно и виновато грузное тело».

В-четвертых, призывника отличало полное отсутствие качеств, необходимых для военной службы. «За малым исключением, молодые солдаты являлись в казарму в полном смысле «сырыми».

В-пятых, налицо была политическая неблагонадежность нижних чинов. «Отчеты военной цензуры о солдатских настроениях, приводившиеся выдержки из писем с войны заключали в себе сплошь и рядом признаки большой наблюдательности и психологического анализа совершающихся событий; а вместе с тем и неясные признаки надвигающегося - тревожного и темного. ».

В-шестых, военная служба и после сокращения сроков до 3-4 лет была для основной массы солдат только тяжелой повинностью. Причиной этому, по мне-

Таким образом, анализ морально-деловых качеств военнослужащих Российской армии второй половины XIX - начала XX вв. свидетельствует о том, что если офицерский состав в целом удовлетворял требованиям воинской дисциплины, то морально-психологическое состояние нижних чинов оставляло желать лучшего. Это вызывало определенные трудности в процессе работы офицерского состава по наведению порядка и организованности в войсках. Тем не менее, в критические моменты для страны российские солдаты, как и офицеры, показывали себя с лучшей стороны. Исторические материалы убедительно говорят о том, что в позорном исходе войны русско-японской войны 1904-1905 гг. вины русских солдат, матросов и большинства офицеров не было. На полях сражений они проявили исключительное мужество, самопожертвование и героизм, верность своему воинскому долгу. Сохранила армия верность самодержавию и в революционных событиях 1905-1907 гг. Кризис самодержавия в России, политическая агитация подорвали дисциплину нижних чинов армии, что, в конце концов, привело её к разложению.

Исследование уровня морально-психологического состояния и дисциплинированности офицеров и нижних чинов во второй половине XIX - начале XX вв., осмысление и критическая переработка исторического опыта воинского воспитания военнослужащих позволили извлечь из него ряд уроков.

Урок первый. Политическое руководство страны должно понимать, что только реальное изменение отношения к служивому человеку, уважение к его личности и самоотверженному служению Отечеству, забота о его материальном благополучии может поднять престиж воинской службы и укрепить правопорядок в войсках.

Урок второй. Исторический опыт учит, что результативность работы по укреплению воинской дисциплины в огромной степени зависит от наличия в Вооружённых Силах стройной системы органов военного управления и должностных лиц, несущих непосредственную ответственность за состояние организованности и порядка в войсках. В этой связи первостепенное значение для сегодняшнего времени приобретает забота государства о формировании, подготовке и воспитании командных кадров Вооруженных Сил. Как только руководство страны и армии перестает уделять должное внимание проблемам офицерского кор-

пуса, так это сразу отражается на престижности офицерской службы, и как следствие, приводит к серьезным провалам в поддержании высокой воинской дисциплины.

Урок третий. Важнейшей составляющей поддержания дисциплины является воинское, духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Без научнообоснованной идеологии, без единого центра воспитания, без системы общественно-гуманитарной подготовки командиров и начальников, офицеров-воспитателей, без использования многогранного опыта религиознонравственного воспитания, без организации допризывной подготовки молодежи к службе в армии, без постоянной научно-исследовательской и научнопросветительской работы эту задачу решить невозможно.

Урок четвертый. Исторический опыт учит и убеждает вновь и вновь, что поддержание крепкой воинской дисциплины и порядка требует бескомпромиссной борьбы с негативными явлениями армейской жизни («дедовщина», протекционизм, старение офицерского состава, увольнение молодых офицеров и т.д.), постоянной работы по поднятию престижа и привлекательности воинской службы.

1. Успешное решение проблемы укрепления воинской дисциплины неизбежно должно предполагать соответствующее развитие законодательной базы. В проекте Дисциплинарного устава, разрабатываемого в настоящее время, по мнению автора, следовало бы развести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в воинской деятельности, переработать систему дисциплинарных взысканий для военнослужащих - контрактников, усилить дисциплинарные права младших командиров, ввести вновь используемое в дореволюционных уставах положение об ответственности подчиненных за выполнение преступного приказа командира.

2. Организация работы по укреплению воинской дисциплины предполагает наличие на местах хорошо подготовленных младших командиров. Учитывая возможность создания в ближайшее время профессионального корпуса сержан-тов-контрактников, соответствующему управлению Генерального штаба ВС РФ было бы целесообразно разработать специальное положение об институте сер-

жантов (старшин) Вооруженных Сил с учетом опыта отбора, подготовки и распределения унтер-офицерского состава русской армии исследуемого периода.

3. Важным звеном в системе военного судопроизводства могли бы стать полковые военные (военно-дисциплинарные) суды. Цель их введения - рассмотрение незначительных правонарушений.

Средством предупреждения и профилактики грубых дисциплинарных проступков. как предпосылок к совершению преступлений, могли бы стать созданные в воинских частях общественно-дисциплинарные комиссии.

4. Государственным и военным органам в интересах нейтрализации причин нарушений воинской дисциплины и условий, им сопутствующих, целесообразно использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий.

5. В целях обеспечения постоянного воздействия на сознание, чувства и поведение офицерского состава представляется важным вернуться к созданию судов офицерской чести и Офицерских собраний, как мест проведения досуга, общения, воспитания чести и достоинства на основе духовно-нравственной самодеятельности офицеров.

1 К 1912 г. социальный состав офицеров армии был следующим: 53,6% офицеров (в пехоте -44,3%) происходили из дворян, 25,7% - из мещан и крестьян, 13,6% - из почетных граждан, 3,6% - из духовенства и 3,5% - из купцов. См.: Волков С.В. Российское офицерство как служивое сословие // Российский Военный сборник. М.: Военный университет, 2000. Вып. 17. С. 521.

2 П.Д. Ольховский. Воинское воспитание // Российский военный сборник. М.: Военный университет, 1997. Вып. 13. С. 200.

3 См.: А. Попов. Понятие о воинской дисциплине // Военный Сборник. 1924. Кн. 5. С. 144.

4 См.: Там же. С. 145.

6ДеникинА.И. Старая армия. Париж, 1929. Т.1. С.123.

7 См.: Устав дисциплинарный. СПб., 1912.

8 См.: Военно-статистический ежегодник армии за 1910 г. СПб., 1911. С. 318-319; Военностатистический ежегодник армии за 1911 г. СПб., 1912. С. 428-429.

9 См.: Смирнов А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности российской армии во второй половине XIX - начале XX века: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. С. 35.

10 См.: РомановН. Н. Извечная проблема русской армии // Независимая газета. 2001. № 9.

11 См.: ГеруаА. К познанию армии. СПб., 1907. С. 37.

12 РедигерА.Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях. СПб., 1880. С. 10.

13 Там же. С. 7.

14 РГВИА, ф. 1, оп. 2, д. 19, л. 26.

15 РГВИА, ф. 868, оп. 2, д. 163, л. 12об.

16 См.: А.Ф. Редигер. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1914. С. 206.

17См.: В.Н. Осташкин. Культурно-досуговая работа в русской армии второй половины XIX в.:

Дис. .д-ра ист. наук. М., 1997. С. 220.

18 Устав внутренней службы в пехотных войсках. // Военный сборник. 1887. № 10. С. 98.

19 См.: А.И. Деникин. Указ. соч. С. 75-153.

«Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении,

но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного

воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности

воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,

которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, не системой наказаний и поощрений».

К. Д. Ушинский

Нравственные качества занимают важнейшее место среди всех социальных качеств личности. Проявляясь через конкретную деятельность по защите Отечества, они выражаются в понятии нравственного облика военного человека.

Таким образом, нравственный облик офицера – это система определённых нравственных черт в его создании и поведении, которые, обладая относительной устойчивостью, определяют характер личности.

Анализ результатов педагогических исследований, проведённых в войсках и в вузах, позволил выделить нравственные качества, профессионально необходимые офицеру. Их целесообразно классифицировать по следующим основаниям:

а) качества, проявленные офицером по отношению к Родине: патриотизм, преданность Отечеству, верность воинскому долгу, ответственность, самоотверженность;

б) качества, проявленные офицерами по отношению к ратному труду, служебной деятельности: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, отвага, храбрость, инициативность, войсковое товарищество, боевая дружба, честность, бескорыстие, открытость, трудолюбие, усердие, деловитость, самостоятельность;

в) качества, проявленные офицером по отношению к другим людям: коллективизм, справедливость, великодушие, терпимость, требовательность, правдивость, прямота, вежливость, деликатность, доброжелательность, общительность, порядочность;

г) личные качества офицера: скромность, гордость, взыскательность, самокритичность, чувство собственного достоинства и чести.

Особенным качеством, вобравшим в себя большинство нравственных черт личности офицера, является офицерская честь.

Деятельность по формированию этих нравственных качеств строится на основе ряда принципов, среди которых:

  • целеустремлённость воспитательных воздействий;
  • гуманизм и демократизм в решении задач развития личности;
  • воспитание в процессе ратного труда;
  • воспитание в коллективе и через коллектив путём создания в нём атмосферы взаимопонимания, дружбы, товарищества, социальной справедливости, высокой культуры взаимоотношений;
  • индивидуальный подход в воспитании личности офицера;
  • обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
  • единство требовательности и уважительного отношения к личности;
  • согласованность и преемственность воспитательных воздействий и влияний;
  • стимулирование воспитательной деятельности и самосовершенствования личности офицера.

Эффективность процесса формирования нравственного облика офицера зависит от: гуманизации уклада жизнедеятельности войск; утверждения в них социальной справедливости; сочетания демократических основ взаимоотношений военнослужащих с единоначалием; создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах; обеспечения личной примерности командных кадров, а также стимулирования их активности в самосовершенствовании.

Формирование нравственности – процесс сложный и многогранный. Её нельзя внушить или внедрить в сознание и поведение офицера автоматически. Формируется она систематическими воспитательными воздействиями в ходе решения трёх взаимосвязанных групп психолого-педагогических задач.

Первая из них связана с развитием морального сознания: профессионально-этических знаний, убеждений и установок, нравственных мотивов деятельности, чувства долга, чести, совести, ответственности за свои дела и поступки, за результаты своего труда и подготовку подчиненных.

Моральное сознание, закрепленное в соответствующих взглядах и идеях, представлениях, традициях и привычках, определяет отношение офицера к профессиональной деятельности. Единство идейных и нравственных убеждений позволяет ему выбрать правильную линию поведения в учебно-воспитательном процессе, успешно решать служебные задачи.

Вторая – заключается в формировании профессиональной гордости офицера и совершенствовании этики его взаимоотношений.

Успех труда офицера обеспечивается в первую очередь его отношением к своей профессии. Это выражается в гордости за принадлежность к ней, в добросовестном выполнении своего воинского долга, в постоянном творческом поиске эффективных путей решения учебно-воспитательных задач.

Не менее важными являются нравственные отношения офицера с воинским коллективом, вышестоящими начальниками, местным населением, членами семей военнослужащих, родителями подчинённых, с собственной семьёй.

Для этого офицер должен совершенствовать свои навыки общения с людьми, проявлять во взаимоотношениях с ними выдержку, вежливость, педагогический такт и нравственную культуру. Это требует от него основательной психологической и профессиональной подготовки.

Третья группа задач охватывает вопросы нравственного поведения офицера. Оно является конкретным выражением уровня развития нравственных качеств и черт его личности как военного руководителя, учителя и воспитателя своих подчинённых. На практике это проявляется в нравственных действиях и поступках, навыках и умениях, способах и приёмах воспитательного воздействия офицера, сформировавшихся и утвердившихся в его жизни, нравственных привычках.

Профессия защитника Отечества всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный кодекс нравственности в русской армии – основы нравственного облика офицера. Речь идёт, прежде всего о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, система воспитания этих прекрасных качеств у русских офицеров.

Нравственные традиции офицерского корпуса сохранились и ныне. Развить их, сделать фундаментом складывающейся новой Российской армии – важнейшая государственная задача.

Идеал офицера …

«Весьма смел, но без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинён без униженности, непринуждён без лукавства, твёрд без упрямства, основателен без педантства, приятен без ветрености, благорасположен без коварства, проницателен без простодушия (глупости), приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия».

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1990, стр. 36-43

В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию

Профессиональная культура офицера

Полковник В. Ф. КОВАЛЕВСКИЙ ,

доктор философских наук, профессор

ПРИНЦИП оборонной достаточности, ориентация на качественные параметры совершенствования Вооруженных Сил ставят по-новому проблему личности военнослужащего как специалиста, профессионала. «Практически все проблемы,- отмечает министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Т. Язов,- связанные с углублением перестройки Вооруженных Сил, их качественным совершенствованием, непосредственно выходят на человека, его внутренний мир, его мировоззренческий и нравственный облик» .

Повышается роль офицерского состава. Современная военная техника, усложняющиеся условия обслуживания боевых комплексов, боевой учебы выдвигают на передний план такие качества офицеров, как высокая общая и техническая грамотность, педагогическое мастерство, идейность, развитые чувства воинского долга, профессиональной чести. Одним словом, сейчас особенно нужна высокая военно-профессиональная культура.

Исходя из общепринятого философского определения культуры (лат. cultura - возделывание, обрабатывание), военно-профессиональная культура - это совокупность выработанных на протяжении всей военной истории организационно-технических, социально-психологических и духовных ценностей, связанных с военной деятельностью и обеспечивающих ее.

Понятие «культура офицера» отражает уровень усвоения этих ценностей, владение знаниями, умениями и навыками, сформированными индивидуально-психологическими особенностями, а также нравственно-эстетическими свойствами личности, необходимыми для успешной военно-профессиональной деятельности. Культура офицера, его профессионализм относятся к числу наиболее важных факторов военной деятельности, боевого могущества любой армии. Недаром издавна живет изречение: «Каковы офицеры, такова и армия». Недостаточно высокая профессиональная культура командных кадров снижает боевой потенциал вооруженных сил, может явиться причиной неудач и крупных поражений. Так было не раз в военной истории.

Невысокими профессиональными качествами характеризовалась определенная часть командного состава царской армии особенно в период, предшествовавший событиям 1905 года. С большой художественной глубиной и правдивостью изобразил офицерство той поры А. И. Куприн в романе «Поединок». Давая характеристику офицерскому составу в отчете Военному министерству за 1898 год, командующий войсками Киевского военного округа генерал М. И. Драгомиров писал: «По-прежнему между старшими начальниками, начиная с бригадных командиров, все еще много таких, которые в мирное время бесполезны, а в военное будут вредны. Слабый состав высших войсковых начальников требует серьезного внимания».

Исход вскоре разразившейся войны с Японией был во многом предопределен именно этим обстоятельством. Одной из очевидных и непосредственных причин поражения России в этой войне была профессиональная непригодность начальствующего да и всего офицерского состава. «Офицерство,- писал В. И. Ленин, анализируя причины падения Порт-Артура,- оказалось необразованным, неразвитым, неподготовленным, лишенным тесной связи с солдатами и не пользующимся их доверием» (Поли. собр. соч., т. 9, с. 155).

Случаи непрофессиональных действий отдельных наших военачальников имели место и в Великой Отечественной войне, особенно в начальный ее период, Она с особой силой показала огромную роль офицерского состава, безжалостно обнажила всегда действующую закономерность - военный успех, цена победы прямо зависят от боевого мастерства офицеров и в конечном счете от профессиональной культуры военных руководителей всех рангов: от командира взвода до командующего. Уроки войны являются суровым предупреждением против благодушия и грубых ошибок в военно-кадровой сфере, умаления роли офицерского корпуса, его качественных характеристик.

Было бы опасным заблуждением в современных условиях недооценивать те изменения, которые происходят в армиях стран блока НАТО. Фактом большого военного значения является переход США я других стран НАТО к комплектованию вооруженных сил путем найма. Профессионализация воинской службы означает существенное повышение уровня боевой подготовки войск. Надежным противовесом этому должно быть профессиональное мастерство советских воинов.

Ядром военно-профессиональной культуры офицера является его компетентность. В это понятие входит высокая степень профессионально-деловой надежности офицера, его способность принимать безошибочные решения в рамках своих служебно-должностных функций. Культура офицера, военного специалиста - понятие емкое и многогранное. Она не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает анализ всех сторон личности, и прежде всего его морально-политических качеств, высоких социальных чувств. Профессиональная культура немыслима без опоры на обширные общеобразовательные и общенаучные знания, широкую общую, культуру. «Кто не понимает ничего, кроме химии, - писал Г. Лихтенберг, - тот и ее понимает недостаточно».

Общая культура включает основательные знания истории, философии, политологии, права, предполагает владение богатствами мировой и отечественной литературы, музыки, живописи и театра, способность отличать подлинные духовные ценности от подделок. Об общей культуре можно судить по тому, есть ли у офицера потребность в чтении; классиков литературы, видит ли он глубину в сочинениях Гомера, А. Данте, В. Шекспира, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, испытывает ли наслаждение от музыки И. Баха, Л. Бетховена, М. Мусоргского, П. Чайковского, Г. Свиридова. В век научно-технического прогресса неотъемлемыми гранями личности офицера являются высокая техническая культура, компьютерная грамотность.

Общая культура - это фундамент личности офицера. Она дает верную ориентацию в человеческом мире, позволяет быть, как говорят, на уровне своего времени, развивает глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. Ее роль в структуре личности офицера особенно велика сейчас, когда идет процесс утверждения нового политического мышления и общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных. «Сила ума, - писал Шарль де Голль, - требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал, бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы в конце концов всегда находим Аристотеля».

Большинство русских офицеров всегда отличалось высокой общей культурой. Это - одна из национальных традиций. Многие из них сами стали гордостью отечественной культуры, ее блистательными представителями. Офицерами были писатели М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, At И. Куприн, художники Н. А. Ярошенко и К. А. Трутовский, скульптору Н.К. Клодт. Известный больше как композитор, Цезарь Антонович Кюи был выдающимся военным инженером. Инженер-генерал Ц. Кюи преподавал в Николаевской инженерной академии. Он оставил не только ценнейшие труды по полевой фортификации, но и прекрасные оперы и романсы.

Конечно, в любое время можно найти среди офицерского состава людей ограниченных и даже безнравственных. Но не они определяют облик отечественного офицерства. Русским офицерам принадлежит честь пионеров освободительного движения в России. Имена П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, Н. А. Бестужева, П. Г. Каховского, братьев М. И. и С. И. Муравьевых-Апостолов, других декабристов стали символом чести, самоотверженности, порыва к свободе. Все они были истинными русскими интеллигентами, людьми просвещенными, поставившими целью своей жизни служение Отечеству, народу. Известна их подвижническая просветительно-культурная деятельность - строительство школ для крестьянских детей, учительство в российской глубинке, создание картинных галерей.

Блистательным символом любви и верности стали жены декабристов. Их гражданский подвиг - не только бесценный нравственный урок для всех последующих поколений офицерских жен, но и достояние отечественной духовно-нравственной культуры. Вся история революционно-освободительного движения в России хранит имена офицеров армии и флота. Среди них - выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, теоретик народничества, друг К.Маркса профессор Михайловской артиллерийской академии Петр Лавров.

Необходимо отметить, что военно-учебные заведения сыграли выедающуюся роль в истории отечественной культуры. А. С. Пушкин называл их питомником сынов Отечества. Не кузницей кадров, как называем мы их сейчас, а питомником! Чувствуется разница? Не массовая, поточная ковка специалистов, а органическое, долговременное пестование, образование военной интеллигенции. Военно-учебные заведения были не только центрами военного образования, но и очагами отечественной науки и культуры.

Богатство, разносторонность личности, глубокая духовная культура способствуют развитию у человека желания реализовать свои силы и способности на благо общества, утвердить свою личность в каком-то определенном деле. Высокий профессионализм порождается, как правило, высокой, общественно значимой целью. Такие замечательные русские полководцы и флотоводцы, как А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, военные ученые, инженеры, врачи, как А. Ф. Можайский, Н. Е. Жуковский, А. Д. Засядко, Н. И. Пирогов, всецело подчинили свой талант, знания, мастерство, всю свою жизнь служению Отечеству. В этом они видели смысл своего существования, возможность заслужить у народа доброе имя. А. В. Суворов наставлял своих соотечественников «посвятить |жизнь общественному благу... Не пещись о собственной нашей персоне, презирать превратности фортуны и жертвовать собою для блага Отечества и человечества».

Понимание общественной значимости своей деятельности и ответственности перед страной, народом было свойственно выдающимся советским полководцам Г. К. Жукову, А. М. Василевскому, К. К. Рокоссовскому, Л. А. Говорову, И. С. Коневу, А. И. Ерёменко, Р. Я. Малиновскому, создателям могучей оборонной техники и оружия И. В. Курчатову и С. П. Королеву. Это были горячие патриоты, люди большой общей и профессиональной культуры, неисчерпаемой душевной щедрости.

С утверждением нового политического мышления обновляется политический словарь офицера. В его жизнь и деятельность вошли такие понятия, как военно-стратегический паритет, оборонная достаточность, качественные параметры строительства Вооруженных Сил, военная безопасность в структуре новой модели безопасности, оборонное сознание, гласность и демократизация в армии и на флоте. Без их усвоения невозможны правильная ориентация офицера в динамично изменяющихся условиях службы, выбор наиболее действенных, современных форм обучения и воспитания личного состава. Впрочем, речь идет не просто об обновлении багажа политических знаний. Нет, наши представления о мировых процессах, о состоянии, путях и перспективах развития общества, о характере и способах обеспечения безопасности страны, о военной политике и военной доктрине претерпевают столь глубокие, фундаментальные изменения, что, пожалуй, было бы правильнее говорить о необходимости формирования у офицеров новой политической культуры.

Такое понимание ситуации предполагает нетрадиционные подходы к организации политической учебы офицеров. На наш взгляд, настала необходимость преобразовать программы идейно-теоретической подготовки офицеров в войсках, поставив в центр проблематику нового политического мышления, военной реформы, воспитания офицеров в духе патриотизма, верности Конституции СССР, присяге и воинскому долгу.

Трудно переоценить роль военно-учебных заведений, и особенно академий, в формировании общей и гуманитарной культуры офицеров. Военная академия представляется мощно оснащенной кафедрами общественных наук - всемирной и отечественной истории, философии, политологии, социологии, политической экономии и военной экономики. В стенах академий - «университетов Вооруженных Сил» - должны звучать лекции по литературе и искусству, этике и военному этикету, эстетике и военной риторике. Стоит серьезно подумать над тем, как сделать военные академии любимым местом выступлений видных государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов и писателей Пока они - редкие здесь гости.

Речь идет о возрождении всего исторически сформировавшегося комплекса гуманитарного знания, ибо именно гуманитарная подготовка делает офицера обладателем «всех богатств, которые выработало человечество», приобщает к общечеловеческим ценностям, высокой нравственности, определяя уровень его интеллигентности. Гуманизация образования, преодоление бездуховности, технократизма в подготовке кадров - это центральная мысль, которая проходит через все документы о перестройке высшей школы. Процветание нового комплекса общественных наук, общественно-политическая, духовно-нравственная, просветительская деятельность педагогов-обществоведов помогут превратить каждую академию, каждый ввуз в подлинный очаг культуры и науки, в центр идей обновления всей военной организации общества, путей военной реформы.

Существенным мировоззренческим и идейно-нравственным компонентом культуры офицера является его отношение к военной профессии своему делу, без страстной привязанности к которым невозможно достичь вершин мастерства ни в одной области. Важно поэтому на протяжении всего служебного пути офицера поддерживать и развивать это социальное чувство, заботиться о том, чтобы в выбранной профессии офицер видел прежде всего возможность наиболее полно реализовать свои патриотические устремления. Вместе с тем нельзя забывать о том, что профессиональное самочувствие офицера, его отношение к службе зависят и от того, насколько своевременно и объективно оцениваются его служебно-трудовые усилия, качество работы, уровень квалификации, как идет его должностное продвижение. Офицер, как и любой советский человек, вправе рассчитывать на справедливую оценку и общественное признание его деятельности, на соответствующее получение материальных и социальных благ.

Непременным условием и важным слагаемым военно-профессиональной культуры является правовая грамотность офицера. В своей работе офицер-военачальник сталкивается с решением множества вопросов, требующих и хорошо развитого правового сознания, и конкретных административно-правовых знаний, иточного выполнения требований воинских уставов, наставлений, приказов. Правовая подготовленность офицера помогает ему чувствовать себя лицом, ответственным за свои решения и действия, оценивать любой факт армейской действительности в свете задач, стоящих перед Вооруженными Силами. Правосознание и высокая нравственность офицера не могут позволить ему давать в вышестоящие инстанции неверные, приукрашенные сведения, искажать отчетность, «проталкивать» вверх по службе людей, не достойных этого, совершать другие антиправовые поступки.

Сейчас, когда шаг за шагом формируется правовое государство ивместе с этим укрепляются правовые отношения в Вооруженных Силах, расширяется правовая служба, изменяются ее функции, на первый план выдвигается защита не только государственных, служебных интересов, но и прав военнослужащих, строгой законности действий командиров и начальников. Этот процесс нуждается в людях, обладающих современными правовыми знаниями. Только такие офицеры способны строить работу и отношения между военнослужащими на правовой основе.

Абсолютное большинство офицеров имеет в своем подчинении личный состав, управляет воинскими коллективами, организуя их труд, обучение и воспитание. А это требует определенной психолого-педагогической культуры, владения искусством воздействия на духовный мир человека, умения создавать и поддерживать боевое настроение, стремление к победе в самых трудных условиях боевой обстановки. Лучшие отечественные полководцы и военачальники знали дорогу к сердцу солдата, могли формировать высокий дух войск, полное доверие к себе.

Психолого-педагогическая подготовленность проявляется в способности изучать личностные особенности и возможности воинов, передавать им необходимые знания, вырабатывать у них приемы и навыки воинской, боевой деятельности, Для реализации этого на практике офицер должен обладать педагогической наблюдательностью, педагогическим воображением и тактом, уметь организовать учебно-воспитательный процесс.

Психолого-педагогическая культура оказывает непосредственное влияние на уровень методического мастерства офицера. Методическое мастерство - это система общих и специальных знаний, высокоразвитых умений и навыков, которые в единстве с личностными качествами позволяют успешно решать учебно-воспитательные задачи. Оно характеризуется: во-первых, глубоким знанием офицерами требований приказов и директив министра обороны СССР, других руководящих органов к боевой подготовке войск, ее целей и задач на определенный период; во-вторых, способностью грамотно руководствоваться программами боевой и политической подготовки, психолого-педагогическими принципами обучения и воспитания; в-третьих, основательным, свободным владением предметом обучения (будь то эксплуатация конкретного вида техники, строевая или физическая подготовка и т. д.), достижениями современной военной науки; в-четвертых, практическим умением организовать процесс обучения и воспитания и лично в нем участвовать.

Базовую методическую подготовку офицеры получают в ввузах. Однако практической школой здесь являются учения, морские и океанские походы, боевые стрельбы, учебные пуски ракет, авиационные летно-тактические учения, командно-штабные игры. В ходе их проходят проверку сложившиеся формы боевой подготовки, осуществляется поиск новых, более эффективных способов обучения войск. Важно, чтобы при организации учений и маневров строго соблюдался один из основных принципов советской военной дидактики «Учить войска тому, что необходимо на войне», искусству воевать не числом, а умением, не допускать послаблений и упрощенчества. Такой подход к организации учений - непреходящее требование профессиональной подготовки офицеров, имеющее особое значение в условиях качественного совершенствования Вооруженных Сил.

Важной гранью военно-профессиональной культуры офицера является оперативно-тактическая и тактико-специальная грамотность, способность эффективно управлять войсками и силами флота. Жизнь, войсковая практика подсказывают необходимость повышения штабной культуры офицеров. «Некомпетентность офицеров, - писал Ф. Энгельс, - нигде не приносит столько вреда, как на штабной службе» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с. 456). В современных условиях она недопустима не только для офицеров штабных органов, командиров. Штабная культура нужна в определенной мере всем офицерам. В самом деле, оценка боевой обстановки, принятие решений, оформление боевых документов - все это должен уметь любой офицер, а не только офицер штаба. Жизнь показывает необходимость вооружать будущих офицеров прочными навыками штабной работы. Этот пробел в настоящее время успешно устраняется.

Что же касается современного штаба, особенно крупного, то в нем может работать только профессионал, человек, получивший специальное образование. Ведь если прежде на вооружении офицера штаба были в основном карта, линейка, курвиметр и карандаш, то сейчас работа штаба невозможна без автоматизированной техники боевого управления, компьютеров, разнообразных систем связи, включая спутниковую. Вывод один: офицер штаба - это не только должность, но и профессия.

Важной стороной общепрофессиональной культуры офицеров ныне является определенное эргономическое и экологическое образование. Для слушателей же военных академий число общепрофессиональных дисциплин должна пополнить, на наш взгляд, военная профессиология - наука, изучающая закономерности профессионализации воинской деятельности и являющаяся теорией военно-кадровой работы. Центральным компонентом профессиональной культуры офицеров является их специальная подготовка, суть которой заключается в углублении общей военно-профессиональной подготовки, сосредоточении ее на главном, конкретном деле. Военно-прикладная направленность обучения обеспечивает формирование высокой культуры профессионального мышления, разносторонних практических навыков и помогает выполнять учебно-боевые и боевые задачи в любых условиях обстановки.

Обретение и повышение военно-профессиональной культуры - процесс, который длится на протяжении всей службы и жизни. Известно, что в ходе перестройки общеобразовательной и высшей школы в стране ставится задача создания системы непрерывного образования. В этой связи следует заметить, что первой формой такого образования исторически является командирская подготовка офицеров, введенная еще в 60-е годы прошлого столетия в ходе милютинской военной реформы. Она была вызвана насущными потребностями перестройки системы профессиональной подготовки офицеров, глубоким осмыслением итогов Крымской войны и стала традицией русской, а затем и Советской Армии.

Утверждая большую роль командирской и самостоятельной подготовки офицеров, генерал А. А. Брусилов писал: «Нужно... беспрерывно Следить за военной наукой и продолжать изучать ее, так как военная техника быстро совершенствуется, и тот, кто успокоится сложа руки по окончании какой бы то ни было академии, быстро отстанет от своего времени и дела и сделается более опасным для своей работы, нежели неуч, так как будет обладать отсталыми, а следовательно, воображаемыми, но не действительными знаниями». В ходе идущей в Вооруженных Силах перестройки командирская подготовка меняет свои формы, наполняется новым содержанием, становится все более эффективной.

Перестройка создает условия для применения всех талантов, способностей и личностных возможностей каждого военнослужащего. Особую ценность сейчас приобретает такое качество специалиста, военного руководителя, как деловитость. Деловитость - лучшая сторона культуры военных кадров, качество, противоположное пустому многословию, сочинению бесчисленных директив и предписаний, заседательской «деятельности» всевозможных комиссий и «штабов» на общественных началах.

К сожалению, среди офицеров нередко встречаются люди, не обладающие практической хваткой и даже слабохарактерные, хотя это никак не вяжется с обликом офицера. Ибо офицер - это воплощенное единство слова и дела. Для утверждения атмосферы деловитости в воинском коллективе одинаково важно, достаточно ли грамотно и оперативно офицер-военачальник рассматривает служебные вопросы, берет ли на себя ответственность за их решение, хватает ли ему самостоятельности, не увлекается ли он всякого рода «согласованиями», подает ли пример организованности, дисциплины. Подчиненные очень чутко улавливают малейшую нерешительность, нежелание браться за новое дело. Неуверенность, выжидательность офицера-руководителя сразу сказываются на настроении людей: снижается служебная активность, угасает интерес к делу, повсюду начинают проникать равнодушие, инертность, а то и раздражение, досада.

Нельзя не остановиться еще на одном аспекте личности офицера, в большой мере обусловливающем уровень его профессиональной компетентности. Речь идет о нравственных качествах, профессиональной этике. Еще в уставе Петра I предписывалось: «Офицеру надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву...» Многовековая практика показывает, что культура офицера - не просто сумма знаний и умений, а интегральная характеристика его личности. Она неотделима от нравственности, слита с такими качествами, как честь, достоинство, профессиональная совесть и гордость офицера. Офицер, обладающий высоким профессионализмом, сформировавшейся воинской этикой, считает безупречное выполнение своего служебного долга, мастерское владение техникой и оружием, повышение своей квалификации, мужество на поле боя делом чести. Военный человек, дорожащий своим достоинством, осознающий свой долг защитника Родины, никогда не согласится на застойное, рутинное служебное прозябание, не уронит себя неумением, профессиональным невежеством.

Способность с высокой ответственностью относиться к своим служебным обязанностям, делать все, чтобы не допустить неграмотного, непродуманного решения или действия, поднимать честь офицера в глазах окружающих является важным показателем его профессиональной культуры. Честь - это острое, деятельное чувство, побуждающее офицера ревниво заботиться о своем добром имени, репутации. Оно несовместимо с бюрократически равнодушным отношением к подчиненным, беспринципной пронырливостью, приспособленчеством иугодничеством. Вместе с тем это антипод дилетантства, безответственности, служебной и общественно-политической пассивности военнослужащих.

Нужно заметить, что профессиональная деятельность, особенно боевая, - сфера интенсивной нравственной жизни, ярких динамично изменяющихся эмоционально-волевых состояний личности. И если высокая профессиональная культура, компетентность сопрягаются с понятиями чести, достоинства, счастья, восхищения (вспомним, какой редчайшей способностью такого эмоционально-нравственного переживания воинской деятельности обладал А. В. Суворов: «Господа офицеры, какой восторг!»), то малоквалифицированные, неграмотные, а тем более безответственные действия бесчестят, дискредитируют звание офицера. И это понятно: профессиональная непригодность военного руководителя, специалиста - это прямой, иной раз трудно предсказуемый ущерб боевой готовности части, подразделения, а в бою - поражение, неоправданные жертвы. Цену же ипоследствия профессиональной безграмотности военачальника в современной войне вообще невозможно представить. Поэтому правильно говорят: непрофессионально - значит, безнравственно, а подчас преступно.

Высокая профессиональная культура обусловливает общественное признание, авторитет специалиста, его вес и значимость в глазах военной общественности, побуждая окружающих высоко ценить и считаться с его мнением. Она придает поведению офицера особый стиль: достоинство, уверенность в своих действиях, способность принимать решения самостоятельно, смело. Она не имеет ничего общего с ограниченностью, заскорузлостью, мещанским педантством. Напротив, мастер своего дела - это человек, как правило, беспокойный, недовольный собой, ищущий новые формы и способы деятельности, смело идущий на риск. Примеров такого революционно-творческого отношения к делу в отечественной военной истории множество. Вот один из них.

Знаменитый русский военный летчик П. Н. Нестеров в августе 1913 года впервые в мире на самолете выполнил «мертвую петлю». Многие изумлялись «отчаянной храбрости» П. Нестерова, но причисляли его поступок к «безрассудным». В этом подвиге проявились, конечно, и храбрость, и русский задор, и романтический порыв. Однако чего в нем не было, так это дилетантского безрассудства. П. Нестеров вначале всесторонне теоретически доказал возможность такого воздушного маневра, убедился в успехе предстоящего эксперимента, а затем твердо, вопреки существующей инструкции, провел его. «Я не фокусник, - говорил летчик своим друзьям, - моя «мертвая петля» - доказательство- моей теории: в воздухе везде опора». Подлинными новаторами в своей профессии были продолжатели нестеровской традиции, прославленные военные летчики, трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб. Мастера-профессионалы, специалисты-новаторы, люди с творческой жилкой, беспокойным характером особенно нужны сейчас, когда общество пришло в движение, повсюду решаются большие неординарные проблемы.

Наряду с личностным аспектом профессиональной культуры офицеров надо видеть и более широкий смысл этого феномена. Ведь советские офицеры - особая социально-профессиональная общность со специфическим укладом жизни, традициями, обычаями служебной и семейной жизни, интересами. У нее наряду с общими для всех советских людей есть своя мораль, свои идеалы.

Офицерская субкультура включает также профессиональную лексику, фольклор, праздники и даже (что свойственно больше женам офицеров) свои бытовые приметы и предрассудки. В этой культуре запечатлено своеобразное отношение военной среды к жизни, обществу, другим профессиональным группам. Да и у народа тоже свое особое отношение к военным. Выражается оно по-разному: от почтительного тона признания их дела до игриво-ироничного.

При всем своеобразии советские офицеры как особая социально-профессиональная группа не представляет сколько-нибудь резкого отличия от других социальных слоев ни по уровню материальной обеспеченности, ни по социально-бытовым условиям жизни. Все атрибуты жизни офицеров складывались по мере развития общества и в целом соответствуют его возможностям. Они вполне гармонируют со средними, типичными показателями жизни советских людей, органически вписываются в картину общесоюзного быта с его дефицитом жилья, продуктов в магазинах и избытком бытовых невзгод. Только невзгод у офицеров, пожалуй, гораздо больше, чем у гражданских людей.

Среди сотен тысяч беженцев из Закавказья, не имеющих «своего угла», большую группу составляют жены и дети военных. А как «устраиваются» офицерские семьи после вывода войск из стран Восточной Европы? В тех же казармах, общежитиях. Кто где! Просто в силу присущей офицерам сдержанности они мало и неохотно говорят о своих бытовых трудностях, относя их к «естественным» особенностям военно-кочевой жизни. Мол, сам выбирал профессию - значит, надо терпеть, «стойко переносить тяготы и лишения воинской службы».

Правда, нельзя больше закрывать глаза на дальнейшее снижение престижа профессии офицера, о чем свидетельствуют многочисленные рапорты об увольнении. Наиболее частым мотивом ухода из армии называют неудовлетворительные условия жизни, отсутствие социальной защищенности офицеров и их семей.

В ходе военной реформы предстоит основательно проанализировать состояние офицерского корпуса, выработать систему организационных, правовых и социальных мер, которые обеспечили бы каждому офицеру достойный уровень жизни, надежно защитили бы его от произвола иных начальников, протекционизма, гарантировали бы продвижение по службе в соответствии с принципом «От каждого по способностям, ..каждому по конечному результату труда».

Военная реформа должна, создать новые, более благоприятные условия для дальнейшего развития профессиональной культуры офицеров. В частности, большие возможности для этого открываются в связи с учреждением Офицерских собраний как самодеятельной военно-общественной организации. Решение о их создании возобновляет традицию отечественного офицерства: ведь первые подобные собрания появились в России более 200 лет назад, а широкое распространение они получили с 70-х годов прошлого столетия.

Прежде они были местом повседневного общения офицеров во внеслужебное время. Даже в отдаленном гарнизоне молодой офицер не ломал голову, чем занять свободный вечер? Шел в Собрание - в здание хорошей архитектуры, построенное и содержащееся на средства самих офицеров, как в родной дом. Там его ожидал стол, бильярд, танцзал, зал для фехтования. А главное - товарищи по службе, люди одной с ним судьбы. Начальники и подчиненные сходились сюда просто как люди одного ремесла.

Собрание было незаменимой формой поддержания духа офицерского братства, школой чести, своеобразного полкового патриотизма. В них царил дух полковых традиций, офицерского молодечества и щегольства. Молодые офицеры усваивали уроки достойного поведения, светских манер и учтивости. Сейчас, когда идет становление Офицерских собраний на новой*социальной почве, важно максимально использовать опыт старых Собраний.

Здесь, пожалуй, главное - не свести их деятельность к запланированным мероприятиям и заседаниям. В одной из брошюр 70-х годов прошлого столетия об устройстве Офицерских собраний подчеркивался их самодеятельный характер: «...если устройство офицерских Собраний, в смысле инициативы и ведения самого дела, пойдет сверху... нечего и затевать этого дела: офицеры будут посещать свой клуб разве в том случае, когда будет отдано приказание по полку».

К этому предостережению, полагаю, нужно прислушаться и теперь, отдав инициативу в деятельности Собраний самим офицерам.

Стоит также подумать и над тем, как перестроить работу Домов офицеров. Ведь не секрет, что некоторые из них функционируют как простые кинозалы. Как привлечь в них по вечерам и выходным дням офицеров, их жен и детей? И не по приказу, а по потребности в общении, совместном досуге. Да и название - Дом... Может быть, все-таки - Собрание?

Преобразующаяся в ходе военной реформы войсковая практика предъявляет все новые требования к уровню профессиональной культуры военных кадров. Сегодня для профессионального успеха необходимо работать с полной отдачей, творчески, научиться строить службу, руководить воинскими коллективами в условиях растущих требований, расширяющейся демократии и гласности. Это удается далеко не всем. Предстоит дальнейшее совершенствование и повышение профессиональной культуры офицеров. Это - один из магистральных путей активизации человеческого фактора в Вооруженных Силах, укрепления их боевого могущества. Это - и условие, и вместе с тем один из ожидаемых результатов военной реформы.

Я з о в Д. Т. Новая модель безопасности и Вооруженные Силы // Коммунист. - 1989 - № 18.- С. 70.

ЦГВИА, ф. Канцелярии Военного министерства, оп. 2, д. 511, л. 2.

Шарль де Голль. Профессиональная армия. - М.: Гос. военное изд-во, 1935.- С. 77.

Суворов А. В. Письма.- М.: Наука, 1986.-С. 294.

Брусилов А. А. Мои воспоминания, - М.: Воениздат, 1963. г- С. 73.

Военный сборник. - СПб, 1872. - С. 16.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: